Надежность не вызывают сомнений
Герой труда: Михайлов Андрей Васильевич
Район: Волгоград
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Андрей Михайлов родился в 1904 году в Санкт-Петербурге, в семье дворянина. Отец был инспектором судоходства. В 1919 году окончил среднюю школу. В том же году начал работать транспортным агентом в Петрокоммуну.
В 1921 году поступил на инженерно-строительный факультет Петроградского политехнического института, который успешно окончил в 1926 году. После института работал на изысканиях, проектировании и строительстве ирригационных сооружений в Узбекистане (в долине реки Заравшан), в Камско-Печорском проектно-изыскательском управлении (Ленинград) и в Управлении водных путей.
С февраля 1932 года по совместительству был ассистентом по кафедре плотин и водных путей Ленинградского Гидротехнического института (отраслевого вуза Ленинградского политехнического института). Он не избежал «большой чистки», развернувшейся после убийства одного из советских вождей Сергея Кирова. Михайлов был выслан из Ленинграда как «социально чуждый элемент».
Во время ссылки работал на проектировании и строительстве Иваньковского и Куйбышевского гидроузлов. В годы Великой Отечественной войны был главным инженером военно-полевого строительства, начальником бюро Главпромстроя НКВД на строительстве Широковской ГЭС на Урале, восстанавливал Беломорканал.
После войны проектировал Цимлянский гидроузел и Волго-Донской судоходный канал, за что в 1950 году был удостоен Сталинской премии 2-ой степени «За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы». В дальнейшем работал Главным инженером проекта на строительстве Волжской ГЭС (тогда Сталинградской). В 1958 году защитил докторскую диссертацию.
Строительство Сталинградской ГЭС во многом было уникальным проектом для СССР. Впервые за счет полученных результатов в начале 1950-х годов по исследованию Куйбышевского узла удалось спроектировать гидроэлектростанцию на сыпучих грунтах.
«Трудно перечесть все новшества, обогатившие проект в процессе сооружения станции, — вспоминал Андрей Васильевич. — Впервые на Волжском каскаде принята однобережная компоновка гидроузла. Здание ГЭС, водосливная плотина, судоходные сооружения строились за одной общей левобережной перемычкой. Водосливы плотины вместо обычных массивных выполнены пустотелыми из сборно-монолитного железобетона. На судоходных шлюзах после тщательных исследований на моделях была принята усовершенствованная система конструкции предварительно напряженных днищ. Широко применялся сборный железобетон при сооружении перекрытий водосбросов, спиральных камер, водоводов и других гидротехнических конструкций».
В ходе строительства созданы и испытаны более 250 наименований различных машин и технологий. Надо отдать должное и машиностроителям: они значительно улучшили и облегчили основное оборудование. На Волжской ГЭС были установлены крупнейшие в мире турбины поворотно-лопастного типа. Гидроагрегаты мощностью 115 тысяч киловатт каждый были усовершенствованы уже в период строительства станции. Внедрение ионного возбуждения вместо возбуждения на общем валу, применение однорядных подшипников с повышенной удельной нагрузкой позволило уменьшить суммарную массу гидроагрегатов на 6,6 тонны. Одноимпульсный автоматический пуск машин выводил их на полную нагрузку в течение минуты.
«Сталинградская ГЭС уже выдержала испытание под полным напором, — писал Михайлов в 1961 году. — Надежность и высокое качество ее сооружений не вызывают сомнений».
Последний 22-й агрегат был пущен только в 1962 году. Создавая его, проектировщики собрали всё лучшее, что было в конструировании подобных машин, например, обмотка, через которую циркулирует вода. 22-ой агрегат стал прототипом будущих гидроагрегатов на сибирских реках.
За выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Волжской ГЭС, большой вклад, внесенный в разработку и внедрение новых технических решений и прогрессивных методов труда в строительстве гидросооружений, Андрей Васильевич Михайлов 9 сентября 1961 года удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Кроме того, награждён 2 орденами Ленина (19.09.1952; 09.09.1961), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (02.03.1954), «За трудовое отличие» (11.02.1952). Присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Лауреат Сталинской премией 2-й степени (1950).
С 1962 года был заместителем главного инженера Гидропроекта в Москве и начальником отдела волнозащитных сооружений. В 1964 году получил звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и звание профессора. Работал в Московском инженерно-строительном институте. где с 1967 по 1982 год заведовал кафедрой водного хозяйства и морских портов.
Андрей Михайлов ушёл из жизни 16 марта 1996 года.