Всю жизнь командовал реками
Продолжая рассказывать о Героях труда, внесших огромный вклад в развитие нашей области: генерал-майор инженерно-технической службы Сергей Жук создал советскую школу гидротехников
Непрерывно обобщая научно-исследовательский, конструкторский и строительный опыт гидроэнергетического, воднотранспортного и ирригационного строительства, в ходе строительства Волго-Донского водного пути Сергей Яковлевич Жук сделал крупный вклад в развитие советской науки и техники.
Сергей Жук родился в 1892 году в семье служащего. Высшее образование получил в Алексеевском военно-инженерном училище, располагавшемся в Киеве. Окончил его в ноябре 1916 года и был направлен в Сибирь, в саперный батальон. После Гражданской войны продолжил службу в Красной Армии. Преподавал в артиллерийской и пехотной военных школах.
В январе 1931 года был арестован, обвинен в причастности к контрреволюционной офицерской организации и осужден судебной коллегией ОГПУ. С группой других арестованных военных инженеров строил Беломорско-Балтийский канал, а через полтора года его условно-досрочно освободили «для более эффективного использования на строительстве».
В должности заместителя главного инженера Беломоростроя Сергей Яковлевич активно участвовал в прокладке канала, осуществлял научно-техническое руководство проектированием крупнейших гидротехнических сооружений. За что в августе 1933 года был награжден орденом Ленина.
После Беломорстроя С. Я. Жук был откомандирован в качестве главного инженера на строительство канала Москва -- Волга, затем Рыбинского и Угличского гидроузлов, а позже Куйбышевского. С июня 1939-го он -- первый заместитель начальника на строительстве этого объекта, и через год с небольшим уже носит специальное звание «старший майор государственной безопасности».
В годы войны С. Я. Жук руководил оборонительными работами, возглавлял гидротехническое производство в Главпромстрое НКВД СССР. В феврале 1943 года, сразу после окончания Сталинградской битвы, под непосредственным руководством теперь уже генерал-майора инженерно-технической службы Жука начались проектно-изыскательские исследования для строительства канала Волга – Дон.
Через пять лет, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. С. Я. Жук назначен главным инженером грандиозной стройки.
Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Для прохождения полного пути из Волги в Дон было сооружено 13 шлюзов, и 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. На следующий день по каналу уже началось движение судов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года «за особые выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель Ростовской области» начальнику Гидропроекта и главному инженеру Главгидроволгодонстроя Жуку С. Я. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Одну из двух Сталинских премий Сергей Яковлевич получил за разработку проекта Волго-Донского канала. Награждён тремя орденами Ленина (двумя – опять же за канал), орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Был избран академиком Академии наук СССР по направлению «гидротехника».
С марта 1953 года он трудился начальником Гидропроекта Министерства электростанций и электропромышленности СССР. До последних дней руководил работами по строительству Сталинградской, Саратовской ГЭС на Волге и других гидротехнических сооружений.
Скончался 1 марта 1957 года, похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Имя ученого носит Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект», в честь ученого назван теплоход.