На великой стройке коммунизма
Герой труда: Слепуха Дмитрий Алексеевич
Район: Волгоград
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Дмитрий Алексеевич Слепуха родился 12 октября 1916 года в станице Пашковская ныне Краснодарского края. Окончил горнопромышленное училище, работал экскаваторщиком на руднике в городе Златоусте. С октября 1937 года служил в Красной Армии. После окончания войны командир танкового взвода, старший лейтенант Слепуха пришел домой с тяжелым ранением и орденом Красного Знамени.
В Златоусте он вернулся к прежней профессии экскаваторщика. В конце 1940-х годов по личной просьбе был направлен на строительство Волго-Донского судоходного канала. В феврале 1948 года, когда здесь начались земельные работы, трудился старшим машинистом экскаватора Водораздельного строительного района. Он сам смонтировал свой трехкубовый экскаватор-лопату СЭ-3, осваивал эту новую машину и на ней устанавливал первые рекорды.
Имя Слепухи было известно на всей трассе. С какими только сложными грунтами ни приходилось ему иметь дело! В забое, где он трудился, можно было увидеть такую картину: электрический гусеничный экскаватор «Уралец» №186 ритмично поворачивает свою рукоять-стрелу от забоя к дороге, на которой вытянулась вереница самосвалов. Ковш, полосуя острыми своими зубьями смерзшуюся землю, забирает породу, высыпает ее в кузов пятитонного грузовика и, не задерживаясь, возвращается к забою.
Как писал один из газетчиков: «В застекленной кабине экскаватора сидел уже немолодой человек: не спуская глаз с ковша, он виртуозно орудовал рычагами и беспрестанно давал какие-то знаки водителям самосвалов. Лицо его все время оставалось спокойным, движения были предельно расчетливы. Видно было, что экскаваторщик Дмитрий Алексеевич Слепуха был действительно мастер своего дела».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года «за особые выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель Ростовской области» Слепухе Дмитрию Алексеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На строительстве Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла работали сотни тысяч человек. Всего после окончания строительства орденами и медалями СССР были награждены 6323 человека, званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» --12 человек.
В 1950-е годы Д. А. Слепуха продолжал работать в Сталинградской области. Был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-го созыва (1955 – 1959 годы), и избиратели говорили: помогает людям от всей души.
На склоне лет Дмитрий Алексеевич переехал жить в Краснодар. Скончался 31 января 2003 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
В фондах Волгодонского эколого-исторического музея есть фото памятника у въезда в станицу Цимлянскую, который установили в 1952 году. На нем золотыми буквами написаны имена двенадцати Героев Социалистического Труда, удостоенных этого высокого звания за строительство Волго-Донского судоходного канала.