Обращение к губернатору Волгоградской области Бочарову А.И.
Уважаемый Андрей Иванович!
Волгоградская областная организация Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства доводит до Вашего сведения о том, что по решению VII Съезда профсоюза, который состоялся в январе 2016 года, Исполком профсоюза 28 сентября 2016 года рассмотрел вопрос о социально-экономическом положении работников организаций автомобильного транспорта, горэлектротранспорта и дорожного хозяйства по итогам работы в 1 полугодии 2016 года.
В целом состояние предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, осуществляющих пассажирские автотранспортные перевозки и занимающихся содержанием региональных автомобильных дорог оценено как тяжелое.
Исполком профсоюза отметил, что основные проблемы, ставшие причиной неудовлетворительного состояния отраслевых организаций относятся к ведению органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Исполком принял решение о проведении единой акции профсоюза в форме обращений к главам российских регионов с целью привлечения их внимания к проблемам отраслевых предприятий и принятия мер по их устранению.
Уважаемый Андрей Иванович!
В Волгоградской области заработная плата работников по предприятиям пассажирского транспорта (по стат. данным обкома профсоюза) составляет 17 096 рублей, по дорожным организациям – 19 089 рублей, что ниже уровня заработной платы в целом по экономике региона.
Финансовое положение многих отраслевых предприятий не обеспечивает соблюдение гарантий по оплате труда работников, предусмотренных действующими федеральными отраслевыми соглашениями по автотранспорту и по дорожному хозяйству.
Комитет Волгоградской территориальной организации профсоюза считает, что такое положение вызвано игнорированием со стороны органов власти Волгоградской области законных прав юридических лиц – организаций автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на полное покрытие их расходов в результате производственной деятельности установленной ценой государственных и муниципальных контрактов.
Кроме того, наблюдаются действия органов власти, направленные на дискредитацию, реорганизацию, а фактически ликвидацию действующих государственных и муниципальных предприятий, несмотря на то, что еще 24 июня 2015 года письмом № МС-28/782 Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов обратился к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой принять необходимые меры по недопущению сокращения или ликвидации муниципальных и региональных предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования. Причем ликвидации и реорганизации подлежат успешные предприятия, доказавшие своей многолетней деятельностью на рынке перевозок высокую квалификацию кадров, ответственное и профессиональное отношение к делу.
В настоящий период большую обеспокоенность и тревогу у работников предприятий и Волгоградского областного комитета профсоюза вызывает начавшаяся подготовительная кампания по объединению и соответственно реорганизации трех крупных предприятий автотранспортного комплекса, а именно: ГУП ВО «Волгоградавтотранс», ГУП «ВОП «Вокзал-Авто» и МУП «ВПАТП № 7». Работники этих предприятий с огромной тревогой ожидают принятия кардинальных решений по предстоящему объединению и очередной реорганизации. Опыт работы прошлых лет показал крайне негативную практику и последствия такого объединения, в частности это коснулось ГУП ВО «Волгоградавтотранс». Произошедшее в 2012-2013 гг. объединение пассажирских автотранспортных предприятий в районах области и г. Волгограде в одно объединение ГУП ВО «Волгоградавтотранс» привели к тому, что из 28 районных государственных пассажирских предприятий, стабильно осуществляющих автотранспортные социально значимые перевозки пассажиров во всех районах Волгоградской области остались лишь в настояший период фактически 2 городских филиала «ПАТП № 2» и «АК -1208» и несколько районных филиалов, которые еле выживают. В новом ГУП ВО «Волгоградавтотранс» после объединения, вот уже 4 года не заключается коллективный договор, многие социальные обязательства перед работниками не выполняются. Объединение не принесло пользы, ни для автотранспортного предприятия, ни для региона, а самое главное, в первую очередь пострадали пассажиры, жители Волгоградской области, которые лишились стабильной транспортной доступности. А, пришедшие на их место частные перевозчики смогли лишь решить только часть автотранспортной работы, оставив с нерешенной транспортной доступностью многих жителей отдаленных населенных пунктов области. Частным перевозчикам не выгодно осуществлять автотранспортное обслуживание убыточных маршрутов, которые раньше выполняли государственные перевозчики. Сокращение финансирования из областного бюджета, нестабильное субсидирование, изношенность и крайне недопустимое обновление автотранспортного парка, негативно влияющего на безопасность движения, распродажа подвижного состава и производственных баз, порой недальновидная кадровая политика, оптимизация, а главное сокращение квалифицированных работников автотранспортников с 2500 в 2012 году до 700 человек в 2016 году привели к тому негативному состоянию «Волгоградавтотранс», которое существует в настоящий период.
В муниципальном предприятии «ВПАТП-7», лишь только в 2015 году, благодаря федеральной программе были приобретены новые газомоторные автобусы. В то же время, основной парк дизельных автобусов требует капитального и текущего ремонта, на который не выделяется достаточно средств из городского бюджета, есть большая кредиторская задолженность, задолженность по внебюджетным фондам и поставщикам. Частая смена руководства предприятия, иногда не имеющего опыта работы и квалификации в автотранспортной отрасли, оптимизация и сокращения квалифицированных кадров, произошедшие за последние 3-4 года привели к далеко не лучшему состоянию МУП «ВПАТП №7» в настоящий период. ПАТП в основном работает только за счет новых гарантийных газомоторных автобусов, которым скоро по окончанию гарантии необходимо будет проводить текущие ТО и ремонт.
В ГУП «ВОП «Вокзал–Авто» за счет сокращения финансирования и расформирования филиалов ГУП ВО «Волгоградавтотранс» за прошедшие годы, из-за ликвидации государственных пассажирских перевозок в районах области сократилось количество автовокзалов. Частные автоперевозчики всеми средствами игнорируют отправление и прибытие автобусов от законных цивилизованных автовокзалов, осуществляя нелегальные и заказные перевозки от несанкционированных пунктов отправки. Все это негативным образом сказывается на работе предприятия в целом.
Проблемы действительно есть в этих предприятиях, но их можно взвешенно, планомерно решать и выстраивать грамотную автотранспортную политику в сфере пассажирских перевозок, в соответствии с законом № 220- ФЗ.
Намерения объединения этих двух государственных и муниципального предприятий, последующая за этим оптимизация и сокращение квалифицированных кадров скажется негативным образом на дальнейшем развитии пассажирских автотранспортных перевозок в области. В первую очередь, а это уже проверенная негативная практика во многих регионах РФ, будут сокращены инженерно-технические кадры и ремонтно-технический персонал предприятий, соответственно повысится уровень безработицы в регионе и негативно скажется на дальнейшей жизнедеятельности и развитии предприятия. А также, с приходом на пассажирский автотранспортный рынок региона иногородних инвесторов и перевозчиков, как планируется при предстоящем объединении, сократится собираемость налогов в казну Волгоградской области.
Следует отметить, что далеко не радужная картина складывается и в дорожной отрасли. Старейшее крупное предприятие Волгоградской области ГБУ ВО «Волгоградавтодор», согласно Федеральному закону от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» должно осуществлять свою деятельность в рамках исполнения Государственного задания по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
ГБУ ВО «Волгоградавтодор» обладает необходимыми людскими ресурсами, оборудованными производственными базами для выполнения строительно- монтажных работ с целью обеспечения безопасного, безаварийного проезда и нормативного содержания автомобильных дорог Волгоградской области, для чего необходимо выполнять работы на сумму не менее 1 млрд. 200 млн. рублей в год. В настоящее время объем финансирования совершенно недостаточен для выполнения всех необходимых нормативных работ (в 2015 году финансирование составило 262 млн. руб. с 1 апреля по 31 декабря 2015 г., на 2016 год предусмотрено всего лишь - 590,4 млн.руб.).
Недофинансирование приводит к невозможности выполнения всех планово- предупредительных работ по сохранению дорожного полотна, образованию аварийной ямочности, невозможно в полном объеме нанести разметку, заменить и установить вновь светофорные объекты и искусственное освещение, что значительно снижает безопасность проезда по дорогам. Недостаток финансирования не позволяет провести обновление техники и выполнение работ по ее своевременному ремонту.
В свою очередь, бюджетная политика построена таким образом, что средства выделяются очень поздно. После проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством, ГБУ приступает к работам только в июле месяце, а то и позже.
Также, на территории Волгоградской области много дорожно-строительных работ выполняют организации из других областей РФ и соответственно налоги уходят в другие регионы. ГБУ ВО «Волгоградавтодор» готов выполнять государственное задание в больших объемах, как результат тогда будут стабилизироваться трудовые ресурсы, и больше налогов пойдет в бюджет Волгоградской области.
Волгоградская территориальная организация профсоюза отмечает, что такое положение во многих предприятиях автомобильного транспорта, городского наземного пассажирского транспорта и дорожного хозяйства сложилось из-за нерешаемых в течение длительного времени вопросов обеспечения полной и своевременной оплаты транспортной работы, финансирования дорожных работ.
В большинстве муниципалитетов, по прежнему, несмотря на принятый федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при заключении контрактов на оказание услуг по пассажирским перевозкам по регулируемым тарифам не указывается стоимость транспортной работы, рентабельность оказываемых услуг, а финансирование указанных предприятий осуществляется по остаточному принципу.
Стоимость государственных и муниципальных контрактов в нарушение Гражданского кодекса РФ ниже экономически обоснованного уровня. Бюджет Волгоградской области не полностью покрывает перевозчикам выпадающие доходы от регулирования тарифов на перевозки в муниципальном и межмуниципальном сообщении и от предоставления льгот на проезд отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имеются недостатки при разработке документов планирования, когда имеет место значительное совпадение (дублирование) маршрутов, на которых работают несколько юридических лиц - это приводит к избыточной конкуренции, недополучению доходов перевозчиками, нехватке водителей и нарушениям режима труда и отдыха, повышению аварийности.
Затянувшийся процесс создания цивилизованного рынка транспортных услуг, отсутствие равных условий конкуренции между предприятиями в автотранспортной отрасли, отсутствие механизмов регулирования избыточной конкуренции приводят к росту социальной напряженности в трудовых коллективах и конфликту интересов на различных уровнях общественно-производственных отношений.
Не в полной мере осуществляется реализация распоряжения Правительства Российской Федерации от 5.09.2015 г. № 1738-р (Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации).
Все еще допускается работа на маршрутах нелегальных перевозчиков.
В целях обеспечения социальной стабильности в трудовых коллективах, сохранения системы пассажирского транспорта, укрепления дорожного хозяйства, сохранения действующих предприятий и их трудовых коллективов, просим Вас, уважаемый Андрей Иванович, использовать свои полномочия руководителя Волгоградской области и принять меры по:
- обеспечению стабильной работы организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, дорожного хозяйства, полной оплаты транспортной работы и дорожных работ;
- установлению размеров заработной платы работников общественного транспорта и работников дорожного хозяйства на уровне не менее средней заработной платы по субъекту Российской Федерации;
- по расчету стоимости контрактов на муниципальные пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным пассажирским транспортом общего пользования с обеспечением использования Распоряжения Минтранса РФ от 18 апреля 2013 г. N НА-37-р «О введении в действие Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования»;
- разработке механизма (методики) регулирования избыточной конкуренции на рынках грузовых и пассажирских автомобильных перевозок;
- исключению нелегальных перевозчиков на рынках грузовых и пассажирских автомобильных перевозок;
- сохранению действующих государственных и муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования, с укреплением материально-технической базы предприятий и обеспечением обновления подвижного состава конкурентноспособным транспортом;
- обеспечению увеличения наполняемости региональных и местных дорожных фондов и повышению прозрачности их расходования;
- устранению посредников при распределении дорожных работ:
- сохранению существующих государственных предприятий дорожного хозяйства и обеспечению приоритетным наделением их государственными заказами на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, с укреплением материально-технической базы предприятий, обновлением дорожно-строительной техники и оборудования;
- обеспечению наделения государственными и муниципальными заказами на маршрутные перевозки предприятий городского пассажирского транспорта;
- приведению в порядок маршрутной сети с учетом рационального использования всего маршрутного транспорта, в том числе автобусов средней, большой и особо большой вместимости на основании закона № ФЗ-220;
- своевременному финансированию транспортных и дорожных предприятий, имеющих договоры с Волгоградским областным комитетом транспорта и дорожного хозяйства и муниципалитетами;
- необходимости формирования бюджетной политики таким образом, чтобы работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области можно было выполнять качественно и начинать с апреля месяца;
- сохранению квалифицированных кадров автотранспортной отрасли и дорожного хозяйства;
- осуществлению грамотной кадровой политики при назначении на должности руководителей предприятий автотранспортной отрасли и дорожного хозяйства;
- содействию социальной защищенности работников автотранспортной отрасли и дорожного хозяйства.
Председатель
Волгоградской областной
организации профсоюза
К.В. Ермощенко
25 октября 2016 года