Замечания ФНПР к приказу N 590н от 12.12.2012
Ответственному секретарю
Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
Руководителю Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ
О.Ю. Голодец
В.Т. Понизову
Уважаемый Владимир Трофимович!
В соответствии с протоколом № 1 от 17.01.2013 года заседания рабочей группы по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений направляем замечания и предложения к проекту приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. № 342н (далее Проект).
Проектом исключаются из оценки условий труда рабочие места, не оснащенные оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами или если трудовая функция работников, занятых на таких рабочих местах, не предусматривает их эксплуатацию и ремонт, а также применение сырья и материалов. Данное предложение не учитывает то обстоятельство, что развитие национальной экономики предполагает масштабное обновление технологий, производственных мощностей и основных фондов. Например, в 2010 году коэффициент обновления основных фондов в сфере оптовой и розничной торговли составил 6,4 процента, финансовой деятельности – 7,8, государственном управлении – 7,5, здравоохранении – 4,6, образовании – 3,4 процента. Такие темпы обновления основных фондов обусловливают необходимость сохранения обязательной периодической оценки условий труда. В противном случае исчезает механизм гарантирования работнику безопасных условий труда на основе независимой оценки и нарушается право работника на получение достоверной информации об условиях труда на рабочем места (ст.21 ТК РФ).
Проектом также предусматривается, что на рабочих местах, где условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми) не проводится повторная аттестация.
По нашему мнению, нельзя отказываться от периодического (1 раз в 5 лет) подтверждения соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда путем аттестации рабочих мест (далее АРМ), в том числе с оптимальными и допустимыми условиями труда по следующим причинам:
- при использовании технических средств производства (машины, механизмы, оборудование и т.п.) и защиты (вентиляция, отопление, освещение и т.п.) со временем изменяются их технические характеристика, которые могут привести к ухудшению условий труда и изменению класса условий труда;
- за пятилетний срок действия результатов АРМ происходят существенные изменения в нормативной правовой базе по охране труда, что необходимо учитывать при повторной аттестации рабочих мест;
- на рабочих местах с допустимыми условиями труда в течение 5 лет может произойти ухудшение условий труда по различным причинам. Например, по причине вменения офисному работнику дополнительный функций, что может привести к увеличению класса условий труда по степени его напряженности. Расширение функциональных обязанностей работника может также потребовать выдачи ему СИЗ.
Может оказаться также, что условия труда на конкретном рабочем месте ухудшаются по причине вновь организованных мест, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, перепланировки и перемещения оборудования, генерирующего вредные и опасные производственные факторы и т.п.
Кроме того, Проект содержит требования, нарушающие периодичность проведения АРМ и на рабочих местах с вредными условиями труда, в частности, в п.2 Проекта указано, что «сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего: а) на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, аттестация проводится не реже одного раза в пять лет», однако «срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации» (указано в том же пункте). В этом случае периодичность проведения АРМ всегда будет реже, чем один раз в пять лет. Например, организация начала АРМ в январе 2012 года и закончила эту процедуру в декабре 2012 года, тогда повторную аттестацию необходимо начать в декабре 2017 года, т.е. через 6 лет после начала предыдущей аттестации, а если АРМ в крупной организации растянется на 5 лет, что вполне реально, то периодичность АРМ составит один раз в 10 лет.
С учетом вышесказанного проект Приказа нуждается доработке, а учитывая то обстоятельство, что Федеральным законом от 04.12.2012г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного страхования» предусмотрена разработка ФЗ «О специальной оценке условий труда», данный проект может быть не актуальным.
Секретарь ФНПР В.В.Трумель