Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!
Почти год «Волгоградские профсоюзы» публикуют материалы в рамках проекта «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса. Среди наших земляков, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги, много тех, кто защищал наш город 80 лет назад и ковал Сталинградскую Победу.
Звание Героев Социалистического Труда в начале 1940-х годов присуждалось редко и, главным образом, за достижения в деле укрепления обороноспособности страны. В их числе был главный конструктор сталинградского завода «Баррикады», автор непревзойдённых видов артиллерийского вооружения И. И. Иванов.
Вторым награжденным в 1942 году стал директор оборонного завода Л. Р. Гонор. Под его руководством завод продолжал работать и тогда, когда бои шли уже в цехах, чтобы снабжать советских воинов вооружением.
В 1943 году высшей наградой страны была отмечена большая группа железнодорожников, совершавших так необходимые фронту перевозки, часто под огнём врага. В первую очередь, это генерал М. Л. Бондаренко, возглавлявший строительство стратегически важных железных дорог Сталинград — Владимировка и Волжская рокада. Оба объекта строились в труднейших условиях, невиданными доселе темпами и сыграли огромную роль в достижении Сталинградской Победы.
Звания Героев Социалистического Труда тогда также были удостоены И. А. Голуб, В. Н. Желудев, Н. И. Олейников, Н. Н. Атаманов: «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
Многие наши земляки, впоследствии ставшие Героями Социалистического труда, мальчишками защищали Сталинград. Среди них – Анатолий Усков, начальник первого в СССР шагающего экскаватора на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Он участвовал в обороне Ленинграда, сражался в Сталинграде, получил тяжёлое ранение. Вернулся в строй, прошёл Белоруссию, Восточную Пруссию, День Победы встретил в Праге.
Михаил Кутузов, один из первых сталинградских шоферов-стахановцев, с первых дней Великой Отечественной войны участвовал в оборонительных боях на Западном фронте. Вместе со своей частью отступал до Сталинграда, а потом шофером 150-го отдельного автотранспортного батальона в составе 62-й армии участвовал в битве за наш город. Его дальнейший боевой путь – водитель автомашины штаба 8-й гвардейской армии.
Иван Бесхлебнов боевое крещение получил в оборонительных боях за Сталинград, а в феврале 1943 года отпраздновал здесь Победу. Затем танкист, младший лейтенант прошел боевой путь в составе 150-й отдельной танковой бригады (5-я гвардейская армия). После увольнения в запас в 1946 году вернулся в родной город Сталинград и поступил работать аппаратчиком на консервный завод.
Архипов Александр трудился комбайнером колхоза «Большевик» Иловлинского района. Первый бой принял на высоте 102 (Мамаев курган), был ранен. Дальнейший боевой путь -- в составе противотанкового расчёта 9-й механизированной бригады 5-го механизированного корпуса.
Труженики завода «Красный Октябрь» в дни Сталинградской битвы продолжали выпускать оборонную продукцию, в том числе и под обстрелом и бомбежкой врага. Начальник сталеплавильной лаборатории Мария Лапшова, как и другие работники предприятия, не покидала заводских цехов, а в эвакуацию отправилась только когда ожесточенные бои шли на подступах к городу, и завод в ходе немецких авианалетов был практически разрушен.
Паруйр Матевосян связал жизнь с заводом «Красный Октябрь» в 1934 году. Начал инженером, в 1940 году он уже – главный инженер завода. К 1941 году завод стал одним из крупнейших предприятий страны по производству качественных и специальных сталей. В начале войны здесь было налажено производство броневой, подшипниковой и прочих сталей спецназначения, в том числе и для танка Т-34. Завод выпускал 32 наименования военной техники: гвардейские миномёты «Катюша», танковые корпуса, противотанковые ежи, каски и другие необходимые на войне вещи.
В дни Сталинградской битвы Матевосян оставался в Сталинграде. В январе 1943 года он, уже назначенный директором, принимал завод, вернее, его руины. Но уже через полгода «Красный Октябрь» вернулся к жизни и заработал так, как не работал до войны. 31 июля 1943 года восстановленная мартеновская печь произвела первую плавку.
Павел Горбунов родился в селе Горный Балыклей Дубовского района. В мае 1942 года нескольким восемнадцатилетним парням пришла повестка: и молодежь радовалась, что идет Родину защищать. О том, что убить могут, никто не думал.
В учебном полку Горбунова и других бойцов ускоренным курсом готовили для боевых машин -- знаменитых на весь мир «катюш». А в июле 1942 года 90-й гвардейский минометный полк из резерва Ставки Главнокомандующего оказался в самом пекле Сталинградской битвы -- в большой излучине Дона, где разбитые части Красной Армии из последних сил оказывали врагу упорное сопротивление.
Впоследствии часть перебросили на Сарпинский остров, и оттуда реактивным огнем они поливали наседавшего на городские кварталы врага.
В ноябре полк, входивший в состав Сталинградского фронта под командованием генерала Еременко, участвовал в контрнаступлении наших войск, затем воевал на Орловско-Курской дуге, на Калининском фронте. Закончил войну гвардии сержант Павел Горбунов в Прибалтике. В 1947 году он вернулся на Родину.
Партработник Иван Азовцев участвовал в оборонительных боях за Сталинград, командовал батальоном, был трижды ранен, награждён тремя боевыми орденами, медалями. После демобилизации в 1945 году вернулся на родину, работал секретарём Новоаннинского райкома партии. В труднейшие годы вместе с земляками восстанавливали порушенное хозяйство, растили хлеб, кормили страну.
Буря Екатерина, трактористка колхоза «Россия» Николаевского района, вместе с сестрой Александрой работали на тракторах СТЗ, а они не имели никакого освещения. Работали в две смены по 12 часов. Вешали фонарь «летучая мышь», чтобы было видно борозду, а то и вовсе прицепщику приходилось идти впереди и ее показывать. Когда фронт был близко, над степью летали вражеские самолеты, работать со светом стало опасно. Поэтому из положения выходили своеобразно: надевали девушке на голову белую косынку, и с таким опознавательным знаком посылали ее вперед, вдоль борозды – так трактористка выбирала направление.
Андрей Сердюков, чабан совхоза «Выпасной» Котельниковского района, был призван в Красную Армию в июне 1942 года. Участвовал в оборонительных боях на Сталинградском направлении. Весь боевой путь прошел в составе 248-й стрелковой Одесской дивизии, в январе 1944 года был ранен. За отвагу, проявленную в ходе Берлинской наступательной операции, был награжден орденом Красной Звезды. После демобилизации Андрей Ильич вернулся в чабаны.
Иван Белоусов работал токарем на заводе «Баррикады». Но грянула война. Иван Семёнович не думал, что фронт придёт в его любимый город. Но так случилось. В августе 1942 года Иван Белоусов прямо из цеха ушёл на передовую. В оборонительных боях за родной город Сталинград получил боевое крещение. А потом пошёл фронтовыми дорогами на Запад. Вернее, поехал. Был он шофёром в 25-м отдельном огнемётном батальоне 120-й стрелковой дивизии.
После демобилизации в 1946 году Иван Семёнович вернулся на родной завод токарем-инструментальщиком и вскоре стал высококлассным специалистом холодной металлообработки.
С первого дня войны нефтяник Василий Бирюков ушёл на фронт. Выпросился, хотя мог остаться работать в тылу. Попал в танкисты, в боях за Крым получил ранение. Вышел из госпиталя и опять на фронт, теперь уже под Сталинград. Командовал танковой ротой, громил полчища вражеского фельдмаршала Манштейна. Медаль «За оборону Сталинграда» всегда потом вызывала у него особую гордость.
Капитан Бирюков прошёл военными дорогами по Белоруссии, Польше, Германии и завершил победный путь в Праге 9 мая 1945 года.
В первые дни Великой Отечественной войны механик Образцовской МТС Фроловского района Алексей Гришанков был мобилизован в Сталинградское военно-политическое училище, а через полгода в звании политрука направлен комиссаром дивизиона на Северо-Западный фронт. Был тяжело ранен, после госпиталя воевал под Сталинградом в составе 24-й Армии -- в должности заместителя командира минометной роты.
Михаил Васильевич Кузин пришёл 17-летним пареньком в Сталинградское локомотивное депо, выучился на машиниста и принялся водить поезда. На незнаменитой финской войне в суровых условиях подвозил боеприпасы к фронту. В Сталинградской битве также пришлось ему участвовать, «воюя» в кабине своего паровоза. Было это так же опасно, как и на передовой. Под бомбёжками, обстрелами Михаил Васильевич не тушевался, доставлял важные грузы точно по расписанию. Звание Героя Социалистического труда получил уже в мирное время.