Новый подход
Правительство РФ утвердило Правила предоставления платных медуслуг, обновив прежний документ, который действовал более 10 лет. Новый порядок вступит в силу с 1 сентября. Теперь медорганизации смогут сами определять, в каком объеме использовать материальную базу для оказания платных услуг. При этом пациент, обращаясь за лечением, должен получить полную информацию о клинике и помощи, которую ему предоставят бесплатно, пишет «Российская газета».
«Новые правила предусматривают более четкое разграничение условий для предоставления платных медуслуг и бесплатной медицинской помощи, и тем самым предупреждают подмену бесплатной помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий», - пояснили в Минздраве.
Правила будут одинаковы для всех медучреждений вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Помощь и условия ее получения должны быть понятны, сравнимы и прозрачны во всех медорганизациях.
Самое большое количество жалоб со стороны пациентов связано с навязыванием им платных медицинских услуг.
Если медицинская услуга входит в пакет ОМС, то пациент может отказаться от ее платного формата, и клиника не может отказать ему в помощи в рамках ОМС.
Важный пункт новых правил касается выбора тактики лечения. Клиника имеет право назначать пациенту лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых, и рекомендовать медизделия даже при отсутствии жизненных показаний. Но в эти препараты пациент будет оплачивать. Так же за свои деньги пациент, например, сможет по своему желанию установить индивидуальный пост медицинского наблюдения, лечить анонимно.
«Союз пациентов всегда придерживался позиции, что частные клиники также должны работать на основе клинических рекомендаций, порядков оказания медпомощи и стандартов, утвержденных Минздравом, нести ответственность за качество оказания медицинской помощи. Все эти положения вошли в документ, - отметил сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Юрий Жулев. - При этом частные медорганизации могут оказывать помощь шире вышеуказанных документов. И тут остается дилемма - не будет ли происходить навязывание лишних услуг?»
В этом случае особенно важна информированность пациента, принцип полной прозрачности в работе медиков. "Пациенту должна быть доступна информация о медорганизации. Мы знаем случаи в регионах, когда клиники, работающие в системе ОМС, отказывались допускать предусмотренное по закону проведение независимой оценки условий оказания медпомощи", - отметил Жулев.
В Минздраве, в свою очередь, объясняют: постановлением предусмотрена актуализация перечня обязательной информации, которую клиники должны размещать на своих официальных сайтах и стендах. Еще один важный пункт - наименования платных услуг должны соответствовать номенклатуре, установленной Минздравом. Так пациенту (и, кстати, проверяющим тоже) будет проще проконтролировать разграничение между платными и бесплатными видами помощи.