Под музыку Вивальди
Музыкальная среда – сфера особая, несмотря на то, что труд рядовых музыкантов уже давно не так ценится, как раньше. Сами профессионалы шутят - для того, чтобы зарабатывать меньше всех, нужно, больше всех учиться. Бесспорно одно - музыкальным слухом, позволяющим исполнять сложнейшие классические произведения, могут обладать поистине «богом поцелованные люди».
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант…
Труд профессионального музыканта симфонического оркестра сопряжен не только с многочасовыми репетициями, но и самостоятельными занятиями. Хорошие музыканты не занимаются меньше трех часов в день, а у каждого из них бывает период, когда ежедневные занятия отнимают по восемь-девять часов. Это не та профессия, где можно придти домой с работы и напрочь забыть обо всем, что с ней связано. Не успел вернуться с работы – нужно снова брать в руки инструмент, учить следующую оперную или симфоническую партию или что-то еще. Никаких выходных дней у музыканта быть не может.
Для большинства артистов оркестра коллективная творческая работа - смысл жизни и источник огромной радости. Однако труд оркестранта имеет ряд особенностей. Они нравятся далеко не всем, но с ними приходится мириться, так как они неизбежны.
Оркестровому музыканту необходимо гибко адаптироваться к любому методу руководства и в любых ситуациях, какова бы ни была психологическая атмосфера, полностью использовать все свои профессиональные возможности, играть свою партию с полной отдачей. В этих случаях от музыканта требуется большая выдержка и терпение.
Другая особенность профессии - для музыканта оркестра не существует понятия «продвижения по службе». Став концертмейстером группы, получив почетное звание, он обнаруживает, что достиг высшей точки в своей карьере и теперь, сколько бы лет ни трудился, ему суждено изо дня в день садиться за тот же привычный пульт, выполнять все те же привычные обязанности.
Есть своя специфика профессии, влияющая на здоровье. Например, у музыкантов, играющих на духовых инструментах, как и у вокалистов, работа связана с большой нагрузкой на внутренние органы: гипервентиляция легких, нагрузка на сердце и сосуды. Поэтому духовикам пенсия положена после 25 лет работы.
Несмотря на низкие зарплаты, на инструментах экономить не приходится, так как хороший инструмент, по словам профессионалов, это 60% успеха. Подработки для оркестрового музыканта, особенно в провинциальных городах – обычное дело.
Праздник и работа
- Из своей практики могу сказать, что после напряженной, четырехчасовой репетиции, во время которой даже чай попить невозможно, музыканты, ради подработки, отправляются в другие коллективы на такие же продолжительные репетиции, - рассказывает Елена Падилова, пианистка Волгоградского академического симфонического оркестра, председатель объединенной профсоюзной организации Волгоградской областной филармонии. – В субботу и воскресенье у нас всегда концерты, из выходных остается понедельник, но и в этот свободный день музыканты, как правило, подрабатывают преподавателями. Это только со стороны кажется, что жизнь музыканта – бесконечный фейерверк и праздник. Профессионалы знают, как тяжел этот хлеб.
Елену Владимировну избрали руководителем первичной профсоюзной организации симфонического оркестра восемь лет назад. Нужен был человек, который мог бы сочетать эту непростую профессию с общественной работой, добиваться результата. На тот момент, рассказывает Елена Падилова, самая высокая зарплата была у заслуженных артистов – 7,5 тысяч рублей! Елена Падилова вместе с Ириной Амозовой, Анатолием Катуниным, Николаем Киселевым, заслуженными артистами России, другими членами профкома, обратились в органы власти, чтобы повлиять на ситуацию. Профактивистам не раз приходилось отстаивать длинные очереди, чтобы только в конце рабочего дня попасть на прием, но тогда профсоюзу удалось добиться повышения зарплаты оркестрантам на 150%. Эту надбавку члены трудового коллектива получают до сих пор. А вот их коллеги из филармонии, которые не верили в «успех предприятия», остались без нее.
- Конечно, проблем хватает, - признается профлидер. – На сегодняшний день базовая ставка для музыканта – 3600 рублей. Максимум, при всех стимулирующих надбавках, в том числе за стаж, оркестрант может получать около 20 тысяч рублей. Но если это молодой выпускник вуза, он фактически получает сумму в районе базовой ставки. Поэтому зарплата оркестранта – всегда в центре внимания профкома.
Помимо Волгоградского академического симфонического оркестра в Волгоградской областной филармонии работают Русский народный оркестр, Волгоградская хоровая капелла, целый ряд ансамблей народной и эстрадной песни. Насущная проблема, которая стоит перед всеми коллективами – репетиционная база. Помещений для этого явно не хватает. Профком пытается решить ее совместно с администрацией филармонии.
Виктор Кияшко, директор, сам является членом профсоюза и внимательно относится ко всем просьбам профсоюза. Благодаря его усилиям в филармонии сейчас проводится капитальный ремонт всех помещений, появилась своя служба юристов, которая помогла грамотно составить коллективный договор. У членов трудового коллектива, общее число которых около 500 человек, в течение двух месяцев была возможность внести в него все интересующие их положения.
Жизнь оркестра
На сегодняшний день в Волгоградском академическом оркестре работает 106 человек. Все музыканты имеют высшее образование. В оркестре работает восемь заслуженных артистов России, не говоря уже об Эдуарде Серове, входящем в сотню лучших дирижеров мира. Но как признается руководитель профкома, успех коллектива определяется не только выдающимися музыкантами, но и каждым в отдельности оркестрантом, которые в целом составляют единый творческий организм.
В Европе не осталось практически ни одной страны, где бы не побывал с гастролями Волгоградский академический симфонический оркестр. Благодаря высокому профессиональному уровню на свои концерты прославленный коллектив собирает тысячи зрителей. В прошлом году он выступал в лучших концертных залах Санкт-Петербурга и Москвы, в этом - часть музыкантов отправилась в турне по Китаю.
- Наш коллектив по праву считается одним из лучших симфонических оркестров страны, - уверена Елена Падилова. – На прошлогодних гастролях в Австрии и Германии мы произвели настоящий фурор. Публика оказалась очень благодарной.
В настоящее время репертуар оркестра включает более 1000 сочинений русской и зарубежной классики и произведений современных авторов. Жанровый и стилистический диапазон огромен – Вивальди, Моцарт, Мессиан, Веберн.
Будучи активным профсоюзным лидером, ставящим перед собой задачи и добивающимся результата, Елена Падилова вынашивает более активное участие всех профсоюзных организаций – школ, театров, филармонии. С одной стороны, это позволило бы быстрее находить общий язык с директорами учреждений культуры, музыкальных школ, с другой, возможно, в будущем провести своего представителя в органы законодательной власти для более эффективной защиты социальных и трудовых прав представителей творческой среды. Пока все это в планах, но, судя по тому, что председатель объединенной первичной профсоюзной организации Волгоградской областной филармонии привыкла добиваться поставленной цели, возможно и эта идея Елены Владимировны рано или поздно осуществится.
- Первичная профсоюзная организация Волгоградской областной – одна из лучших в области, - считает Людмила Широкова, председатель областной организации профсоюза работников культуры. – Слагаемых успеха много, но следует выделить два момента, которые позволяют успешно защищать трудовые и профессиональные интересы работников филармонии. Председатель и все члены профкома профессионально разбираются в вопросах трудового законодательства, постоянно отслеживают изменения в нормативной базе. Это важное качество, поскольку они работают на общественных началах, а оппонируют им профессионалы из команды работодателя. Успеху способствует и то, что Виктор Кияшко, директор филармонии, воспринимает социальное партнерство как эффективный инструмент для решения творческих проблем. Переговоры бывают непростыми, но разумный баланс интересов находится всегда.