Алексей Акимцев: «Мы воспитываем новую элиту»
По итогам российского конкурса, организованного Министерством образования РФ, Алексей Акимцев, директор Волгоградского колледжа управления и новых технологий, кандидат экономических наук признан победителем в номинации "Лидер в развитии социального партнерства с предприятиями оборонно-промышленного комплекса". Приказом Министерства образования и науки РФ колледжу присвоен статус федеральной инновационной площадки по внедрению элементов дуального обучения в образовательном процессе на 2014 - 2016 годы.
- Алексей Юрьевич, в чем, на ваш взгляд, главные задачи современного среднего специального образования?
- Цель системы среднего специального образования на данном этапе - подготовка высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичного производства. Это в идеале. Поскольку сегодня наличие диплома не является свидетельством заявленного уровня образованности и не гарантирует работу по специальности. Молодой человек по сути остается один на один со своими проблемами. Волгоградский колледж управления и новых технологий, который я возглавляю пятнадцать лет, решает эту задачу на качественно ином уровне. За основу взята система социального партнерства. Между колледжем и потенциальными работодателями наших выпускников - как правило, это промышленные предприятия, заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. В рамках этих документов решаются вопросы целевого приема студентов, проведение производственной практики, трудоустройство наших выпускников. Наши социальные партнеры - предприятия различных форм собственности, но основной их признак - принадлежность к машиностроительной отрасли и оборонно-промышленному комплексу.
- Идея социального партнерства реализуется вами не первый год. Какие препятствия нужно было преодолеть за это время?
- Во-первых, низкий образовательный уровень наших абитуриентов. Планка школьного образования значительно снизилась за последние пятнадцать лет - говорю об этом с горечью. Поэтому на основные специальности по целевому набору мы принимаем ребят только после девятого класса. С тем, чтобы дать им недостающий объем знаний по математике, физике, русскому языку, литературе. Двигаться дальше в бесконечном процессе познания можно только имея прочную основу из уже усвоенных знаний. Поэтому общее развитие и профессиональное образование должно идти параллельно, а не исключать одно другое. Ведь наш выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности на передовых промышленных предприятиях страны, в научно-исследовательских и конструкторских организациях.
Во вторых, поскольку основой социального партнерства является нацеленность учебного процесса на потребности будущего работодателя, то нашим колледжем уделяется огромное внимание организации процесса производственной практики. Студенты колледжа подтверждают свои теоретические знания на предприятиях, социальных партнерах. На их базе они получают первый опыт работы по профессиям токаря, станочника широкого профиля, оператора станков с программным управлением, слесаря механосборочных работ, фрезеровщика. Добавлю, что производственной практике предшествуют учебные практические занятия в мастерских колледжа. По итогам 2012-2013 учебного года для наших студентов была организована производственная практика на тридцати пяти организациях Волгограда и области. Общее число практикантов составило 486 человек.
И, пожалуй, главное. Обучение, практика, наработка первого профессионального опыта. Все это имеет смысл, если молодые рабочие руки находят применение. Трудоустройство выпускника - достойный итог работы всего педагогического коллектива и менеджемента предприятия, или организации.
- Алексей Юрьевич, обычно интерес учебного заведения к обучающимся пропадает сразу после вручения им диплома...
- Колледж управления и новых технологий не снимает с себя ответственности за дальнейшую судьбу бывших своих студентов. Для нас главное - востребованность наших выпускников на рынке труда. В колледже с 2007 года действует служба содействия трудоустройству выпускников "Молодые специалисты - региону". Занятость студентов и выпускников – главная задача этой службы. Направления ее деятельности - сотрудничество с социальными партнерами - работодателями, расширение базы производственной практики, организация временной занятости студентов во внеурочное и каникулярное время, формирование банка вакансий, информирование молодежи о состоянии и тенденциях рынка труда, требованиях к соискателям рабочих мест.
Позитивный опыт у колледжа уже есть. В рамках подписанного договора о социальном партнерстве с ОАО "Центральное конструкторское бюро "Титан" Федеральный научно-производственный центр" заключены контракты с двадцатью обучающимися по специальностям автомоболе- и тракторостроение и технология машиностроения, по условиям которых выпускникам гарантировано трудоустройство после успешного окончания колледжа. Ежемесячно дополнительно к академической стипендии в колледже они получают заводскую стипендию. Пусть сумма невелика, важен сам принцип. Ведь таким образом, молодые люди усваивают экономическую модель, смысл которой в том, что квалифицированный труд должен достойно оплачиваться. Мы, в свою очередь, мотивируем студентов на получение качественных знаний, как основу достижения профессиональных высот.
- Можно сказать, что полученный статус федеральной инновационной площадки по внедрению элементов дуального обучения - итог вашей деятельности?
- Скорее, начало очередного этапа. Факт признания необходимости производственной практики с последующим трудоустройством сам по себе движение вперед. Хотя нужно сказать, что подобный опыт был и в нашей стране, и за рубежом - в частности, в Германии. Уверен, что опробованная временем методика в условиях современного производства станет одной из основных в системе среднего специального образования. Престиж, талант, интеллект станут основными характеристиками молодого рабочего XXI века. Чем выше уровень ожиданий, тем жестче требования, которые человек должен предъявлять к себе. На следующем витке внедрения системы дуального образования планируется аттестация высокотехнологических рабочих мест ведущих промышленных предприятий, создание многофункционального центра прикладных квалификаций, организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, разработка программ профессионального образования с учетом кадровых потребностей ведущих предприятий машиностроения Волгоградской области, открытие методического центра независимой оценки квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров промышленного сектора региона и многое другое.
- Алексей Юрьевич, возможности сторон диктуются емкостью рынка. Насколько актуально расширение круга социальных партнеров?
- Подбор новых социальных партнеров – один из пунктов реализации нашей программы. Причем, мы намеренно усложнили задачу за счет того, что приняли решение готовить рабочие кадры и специалистов среднего звена по новым для региона направлениям. Речь идет о такой специализации, как радиоэлектроника. В Волгограде эта отрасль промышленности представлена ОАО «Производственный комплекс «Ахтуба» и волжским заводом «Метеор». На этих предприятиях идет модернизация производственного процесса, внедряются новые технологии. И, как результат, появилась острая потребность в специально обученных кадрах. Образовательные учреждения области специалистов по радиоэлектронике не готовят. Мы провели круглый стол с представителями предприятий региона, работающих с радиоэлектроникой, выявили их потребности , проанализировали свои возможности и обратились в Министерство образования Волгоградской области с просьбой открыть в нашем колледже дополнительную специализацию – «радиоэлектроника». На вызовы рынка труда реагировать нужно оперативно.
-Одним из способов повышения престижа рабочих профессий являются конкурсы профессионального мастерства. Ваше отношение к этой методике?
- Учебно-производственная база колледжа управления и новых технологий восемь лет служит площадкой для проведения конкурсов профессионального мастерства. Ежегодно у нас проходят соревнования в номинации «Токарь». Профессия токаря является основной в машиностроении и определяет не только производительность труда, но и уровень работы всего предприятия. Наши студенты имеют возможность видеть этот праздник профессионального мастерства. Благодаря таким мероприятиям раскрывается миссия человека труда. Радует, что среди участников конкурса все больше становится молодых рабочих.
Среди социальных партнеров Волгоградского колледжа управления и новых технологий, которые так же являются работодателями для его выпускников, Машиностроительная компания «ВГТЗ», ПО «Баррикады», ЦКБ «Титан», ООО «Специальные Сварные Металлоконструкции», ОАО «Завод «Метеор», ОАО «Производственный комплекс «Ахтуба», НПО «Поршень», Волжское автобусное производство «Волжанин» и другие