Наша сила в единстве и сотрудничестве
«В начале 90-х гг. нашим педагогам пришлось многое пережить. В связи с задержками заработной платы, которую образовательные учреждения города Волжского не получали по несколько месяцев, трудовые коллективы массово митинговали, объявляли голодовки. Мы даже трассу перекрыли на плотине Волжской ГЭС, чтобы добиться от местных властей выполнения наших требований», – вспоминает Галина Брежнева, председатель территориальной организации профсоюза работников образования и науки города Волжского, руководитель координационного совета организаций профсоюзов.
В последние годы в жизни работников бюджетной сферы Волжского многое изменилось и, прежде всего, благодаря активной позиции отраслевого профсоюза, руководство которого смогло создать эффективную систему социального партнерства. К тому же, по словам Галины Федоровны, сегодня государство уделяет большое внимание учителям: значительно увеличился уровень заработной платы работников отрасли в рамках исполнения майских указов Президента РФ, созданы условия для профессиональной и творческой самореализации, педагогов поощряют грантами на федеральном и региональном уровнях, растет престиж педагогической профессии.
– Реализация указов Президента России позволила значительно повысить жизненный уровень работников бюджетной сферы, – рассказала Галина Брежнева. – Сегодня средняя заработная плата педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города Волжского составляет около 23 тысячи рублей, у педагогических работников дошкольных учреждений около 19 тысяч рублей, дополнительного образования – 18,5 тысяч рублей. Но эти повышения касаются лишь тех категорий работников, кто получает деньги из областного бюджета в виде субвенций. Техническому персоналу детских садов и учреждений дополнительного образования, у которых заработная плата идет из муниципального бюджета, до сих пор не проведена индексация на 5,5 процентов. Хотя это повышение ничего не даст, потому что их базовые оклады ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Однако ниже МРОТ (5965 тыс. руб.– прим. ред.) у нас никто не получает.
Много вопросов сегодня вызывает расчет средней заработной платы, который производиться не на одну ставку работника, а за счет увеличения объема работы. Одним словом, чтобы получать достойную зарплату, учитель должен работать на полторы или две ставки, вести классное руководство, участвовать в конкурсах и т.д. Но не каждый может заработать высокие показатели. К примеру, в одних школах с углубленным изучением предметов, где учатся одаренные дети, у педагогов больше возможностей создавать проекты, получать дипломы, грамоты и пополнять портфолио. В других же образовательных учреждениях, где учитель работает со средним учеником, но дает те же самые знания, то он в портфолио не положит больших результатов. Это отличает учителей и поэтому такая разница в заработной плате, которая в основном состоит из стимулирующих выплат.
– Можно уйти от такой несправедливой системы оценки труда учителей?
– Это сделать очень сложно. Планку в повышении заработной платы мы уже достигли. Сейчас глава государства ставит задачу, что необходимо достичь качества в сфере образовательных услуг. Но при увеличении объема работ добиться этого будет непросто.
Проблема еще в том, что в образовательных учреждениях Волжского подушевое финансирование, то есть зарплата зависит от количества обучающихся. Если школа большая, то соответственно, и оплата труда выше.
Справедливо было бы повышать зарплату учителям не за счет двух ставок, а по результатам работы на одну ставку. Тогда в школах повысится качество образовательных услуг, учитель будет больше внимания уделять индивидуальной работе с каждым учеником.
– Галина Федоровна, Вы уже более 20 лет возглавляете территориальный профсоюз работников образования Волжского. Очевидно, что в городе отраслевым профсоюзом проделана большая работа по развитию и укреплению социального партнерства. Всегда удается договариваться с властью и работодателями?
– Действительно, большую роль мы отводим развитию социального партнерства, укреплению позиций профсоюза в переговорах с органами власти, работодателями. У нас действует городское соглашение между территориальным профсоюзом работников образования и управлением образования и молодежной политики, где прописаны социальные гарантии и трудовые права работников отрасли. Также профсоюз тесно взаимодействует с администрацией города Волжского, с гордумой, профильными комитетами, Фондом социального страхования, с Пенсионным фондом и др.
Сегодня руководители образовательных учреждений в городе самые лучшие социальные партнеры, с которыми мы всегда работаем в тесном диалоге. Во всех организациях, а их у нас 108, действуют коллективные договора. Любые нормативно-правовые, локальные акты, которые принимаются на уровне образовательной организации, в обязательном порядке согласовываются с профсоюзным комитетом. Кроме того, председатель профсоюзной организации в каждой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования является членом аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, комиссии по распределению стимулирующих и компенсационных выплат, комиссии по охране труда и технике безопасности. Охват профсоюзным членством в отрасли – 87 %.
– С 2005 года Вы является председателем самого крупного в Волгоградской области координационного совета организаций профсоюзов. Как там строится работа профсоюзов с органами местного самоуправления?
– В настоящий момент координационный совет объединяет около 40 тыс. членов профсоюза, которые работают на предприятиях и в организациях Волжского. Основополагающим документом в работе является трехстороннее соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией Волжского, координационным советом организаций профсоюзов и отделением НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области». В нем определены обязательства сторон в реализации социальных программ и обеспечения роста жизненного уровня трудящихся и жителей Волжского, их правовой и социальной защиты. В рамках данного соглашения все нормативно-правовые документы, которые принимаются Волжской городской думой, согласуются с профсоюзами. К примеру, совсем недавно вносились изменения в положение по оплате труда работников образования и культуры. Все эти вопросы предварительно обсуждались с профсоюзами, работодателями. Профсоюзная сторона активно включилась в работу по формированию бюджета на 2015 год. В рамках соцпартнерства представители профсоюзов входят в состав всех комиссий, которые работают в администрации городского округа. Все положения и проекты, касающиеся социальных вопросов, заработной платы не принимаются без согласования с профсоюзами. Координационный совет сегодня формирует информационное поле по всем социальным вопросам в городе.
– Какие сейчас настроения в трудовых коллективах в связи с непростой социально-экономической обстановкой в стране и в регионе?
– Ситуация очень сложная. Практически на всех предприятиях, в организациях проводятся мероприятия по оптимизации численности работающих, но в рамках трудового законодательства. Особенно тяжело бюджетным организациям, которые практически не имеют никаких средств для предоставления работникам дополнительных социальных гарантий. Но хочу отметить, что сегодня работодатели делают все возможное, чтобы не ущемлять права работников, предоставлять другую работу. Во всех этих процессах активное участие принимает наша территориальная организация, тесно взаимодействуем с Центром занятости населения города Волжского. Главное, что к профсоюзам прислушиваются, в нас видят надежного и ответственного партнера. А наше конструктивное сотрудничество с органами власти и работодателями помогает решать важные задачи по обеспечению достойного уровня жизни волжан.
– Галина Федоровна, опыт работы в профсоюзах у Вас огромный. Когда впервые вступили в ряды профсоюза?
– Я в профсоюзе с 1971 года. Первое знакомство с профсоюзом произошло, когда я пришла работать в школу. Сразу увидела, как профсоюзная организация принимала участие в проведение праздничных мероприятий в День учителя, каким авторитетом она пользуется… В системе образования работаю уже более 40 лет. А влюбленность в педагогическую профессию появилась еще со школьной скамьи. Наставником для меня был директор школы, где я училась.
– Работать учителем сегодня престижно?
– Я думаю, что да. Конечно, педагогу приходится многому учиться, осваивать новые технологии и методы обучения, чтобы отвечать потребностям сегодняшнего времени. Благодаря инициативе и таланту педагогов, их желанию работать качественно и эффективно, наши учреждения будут развиваться, а учиться детям в них будет интересно.