На сто процентов
XXXY отчетно-выборная конференция Волгоградской территориальной (региональной) организации Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей состоялась в год 110-летнего юбилея отраслевого профсоюза и 25-летия создания ФНПР. Это определило жесткую стилистику отчетного доклада председателя территориальной организации Николая Епишина.
В четвёртом квартале 2012 года, в результате мирового финансового кризиса произошло снижение выпуска продукции и, как следствие, падение объёмов перевозок грузов и доходов ОАО «Российские железные дороги». Руководство Компании заявило о намерении принятия непопулярных мер. Одним из способов экономии стало лишение работников премиальных выплат. К примеру, в локомотивное депо М.Горького, ежемесячно лишался премии каждый третий работник.
Позиция профсоюза отличалась от мнения работодателя. Оплата труда, по мнению лидера Теркома РОСПРОФЖЕЛА, напрямую не должна быть связана с коммерческим результатом деятельности структурных подразделений компании. Поэтому в период проведения антикризисных мероприятий профсоюзный контроль за соблюдением законов о труде был ужесточен, тем более, что число таких нарушений на предприятиях транспорта в целом выросло. Делегатам конференции известна ситуация, сложившаяся на Чирской дистанции пути, руководители которой, столкнувшись с проблемой нехватки финансовых средств, лишили премии всех без исключения работников. После вмешательства Теркома недополученная монтерами пути честно заработанная премия в размере 300 тыс. рублей была им перечислена Всего за один только 2013 год железнодорожникам Волгоградского региона было возмещено около 5,5 млн. рублей незаконно невыплаченных сумм. Это – своевременно невыплаченные премии, материальная помощь к отпуску, различные доплаты, командировочные расходы и др. Общая сумма возвращенных работникам денежных средств за отчётный период составила 13,5 млн. рублей!
Параллельно с решением проблем по оплате труда, территориальная организация РОСПРОФЖЕЛ отстаивала экономически обоснованную численность работающих. В 2011 году резко обозначилась тенденция работодателя на увеличение производительности труда за счет искусственного снижения персонала. Задания на условное высвобождение выдавались в том числе подразделениям с положительными показателями по объему выполненных работ. На некоторых предприятиях в течение года ежемесячно сокращалось по 4 специалиста, ежемесячная нехватка работников доходила до 10 процентов.
В ответ на подобную кадровую политику работодателя Волгоградский Терком заключил Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Волгоградской транспортной прокуратурой. Совместные действия помогли стабилизировать ситуацию и доказать руководству компании, что подобная регулировка численности не является инструментом повышения эффективности труда.
- Стороны социального партнерства решали разные задачи. Работодатель – сохранение нормы прибыли при сокращении фонда оплаты труда и числа работающих. Профсоюз настаивал на максимальном смягчении негативных последствий кризиса, сохранении и даже увеличении фонда оплаты труда, несмотря на нормы прибыли, - сказал Николай Епишин.
Эффективное регулирование заработной платы — остается одной из главных задач Теркома. За отчётный период на заседаниях президиума ежемесячно рассматривались вопросы, касающиеся о совершенствования системы оплаты труда. Профсоюзная сторона регулярно принимала участие в разработке и пересмотре Положений о премировании работников Дирекции инфраструктуры, путевого хозяйства, Дирекции управления движением, работников сервисных локомотивных депо, регионального центра связи, Приволжской дирекции по ремонту пути и других. В результате конструктивного диалога с работодателем все предложения Теркома РОСПРОФЖЕЛ своевременно вступали в действие.
Одним из основных принципов совершенствования системы оплаты труда, на котором настаивал отраслевой профсоюз, является повышение гарантированной части заработной платы и доведение минимального размера оплаты труда в Компании до официального прожиточного минимума в Российской Федерации. Результат: минимальный размер оплаты труда в Компании – 7759 рублей. Это 91 процент прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области.
Впереди у волгоградского теркома решение группы вопросов, связанных с индексацией заработной платы железнодорожников в течение 2015-2016 годов. Работодатели, ссылаясь на сложную финансово-экономическую ситуацию, предлагают отменить защитную норму Отраслевого соглашения – индексировать заработную плату в среднем за год не ниже уровня инфляции. Позиция волгоградской территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ неизменна – сохранить эту норму в полном объёме.
- В Волгоградском регионе объем выполненных работ за 6 месяцев текущего года превысил показатели прошлого года более, чем на 9 процентов, идет рост грузооборота даже в сравнении с докризисным 2008 годом – на 105 процентов. Число работающих на этот объем – уменьшился почти на 500 человек. Рост производительности труда подтверждает коэффициент выработки, который увеличился на каждого работника в среднем на 4 процента. Как следствие – должен быть соответствующий рост заработной платы, - заявил Николай Епишин.
Спецодежда и не только
В деятельности Волгоградской региональной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей приоритетным направлением наряду с достойным уровнем оплаты труда стоит охрана труда.
- По инициативе РОСПРОФЖЕЛ 2013 год был объявлен годом здорового и безопасного труда. Однако уровень производственного травматизма из года в год остаётся на одной и той же высокой отметке, - сказал докладчик.
Для исправления ситуации техническая инспекция труда и специально обученные уполномоченные ведут постоянный общественный контроль. За отчетный период выявлено более 2500 нарушений, выдано 180 представлений по их устранению, предъявлено 62 требования о приостановке работ, угрожающих здоровью работающих.
Постоянно осуществляется контроль за соблюдением времени труда и отдыха работниками локомотивных бригад, имеющих наиболее высокий уровень сверхурочных часов работы.
- Темпы снижения сверхурочных не такие высокие как в прошлые годы – порядка 5 процентов, но работа по улучшению организации труда и отдыха локомотивных бригад продолжается, - отметил докладчик, председатель Волгоградского теркома.
Значительное внимание в 2010 – 2015 годах отводилось контролю за своевременным обеспечением работников бесплатной сертифицированной спецодеждой и спецобувью, их химчистки и стирки.
Для решения блока проблем по охране труда отраслевым профсоюзом разработана программа дистанционного обучения председателей первичных профсоюзных организаций. Обучены практически все освобожденные председатели ППО Волгоградского Теркома, которым по итогам тестирования присвоено звание «Внештатный технический инспектор по охране труда». Также профактив прошел обучение по порядку проведения специальной оценки условий труда».
Имею право
Защите законных трудовых интересов членов профсоюза президиум теркома традиционно уделяет большое внимание - более 150 вопросов по правозащитной тематике было рассмотрено на его заседаниях в отчетный период. Пять Пленумов, было посвящённо вопросам усиления социально-экономической и правовой защиты железнодорожников, проведено 300 проверок соблюдения трудового законодательства. По их результатам руководителям выставлено 200 представлений об устранении нарушений. В пользу работников дополнительно выплачено 13,5 миллионов рублей.
Заметный вклад в этот процесс вносит созданная три года назад на базе территориальной организации внештатная правовая инспекция труда ЦК РОСПРОФЖЕЛ. Одиннадцать освобождённых председателей профкомов, внештатные правовые инспекторы, ведут дополнительный общественный контроль за соблюдением трудового законодательства.
Высокий уровень правовой и социал но-экономической защиты, дисциплина и обязательность социальных партнеров, развитая система корпоративных ценностей вывели профессию железнодорожника в число одной из самых конкурентноспособных. Большая роль в этом принадлежит профессиональному сообществу. В коллективах волгоградского региона ОАО «РЖД» уровень профчленства едва не дотягивает до ста процентов.
- Наш ориентир - 100-процентный охват! Каждый железнодорожник должен быть членом профсоюза! Время профсоюзов не ушло, а, наоборот – за нами будущее! Волгоградский Терком работает на качественное повышение жизненного уровня каждого члена профсоюза. Если его зарплата растёт, права защищены и у него есть достойное рабочее мест – значит, профсоюз железнодорожников оправдывает своё предназначение, - заявил председатель Волгоградского теркома.
Председателем Волгоградской территориальной (региональной) организации Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей единогласно открытым голосованием на очередной срок избран Николай Епишин, который около четверти века бессменно возглавляет региональную организацию отраслевого профсоюза.
Волгоградская Территориальная организация Роспрофжел – это:
– 20 тысяч членов профсоюза, объединённых в 52 первичные профсоюзные организации;
– 30 процентов членов профсоюза составляет молодёжь до 35 лет.
– 10 процентов - неработающие пенсионеры.
– 99,5 процентов – уровень профчленства
В структуру Волгоградского Теркома входят негосударственные учреждения здравоохранения, средне специальные учебные заведения, литейно-механический завод и подразделения дочерних обществ.