Я б в профлидеры пошел, пусть меня научат
Одной из тем недавно прошедшего III заседания Совета Территориального объединения профсоюзов Волгоградской области, в работе которого приняли участие представители всех членских организаций облсовпрофа, стало «Совершенствование работы по обучению профсоюзных кадров и актива».
Диалог на уровне
По словам Владимира Старикова, председателя Волгоградского областного Совета профсоюзов, время требует от профсоюзов постоянного повышения качества деятельности, что напрямую связано с уровнем подготовки профсоюзных лидеров и активистов:
- Постоянно меняющаяся законодательная база требует от профлидеров высокого уровня образования, - отметил в своем выступлении лидер волгоградских профсоюзов, - Ведь сегодня невозможно вести конструктивный диалог с работодателями и властью без глубокого знания вопросов экономики, понимания правовых и социальных проблем, а это в свою очередь требует в ближайшее время развития целой системы обучения профсоюзных кадров. Данная проблема не может быть кардинально решена без использования образовательного и научного потенциала учреждений профсоюзного образования.
Владимир Стариков озвучил, что до 90% профсоюзных активистов проходит обучение на краткосрочных одно- и двухдневных семинарах. При этом остро стоит вопрос о дифференцированном обучении профсоюзных кадров в зависимости от стажа их работы. Это относится и к вновь избранным, и к молодёжи, и к членам комиссий по конкретным направлениям работы. Им всем нужна системная подготовка по наиболее актуальным вопросам в области экономики, права, социологии, теории и практики рабочего и профсоюзного движения, конфликтологии и психологии, профсоюзного менеджмента и маркетинга.
Перед профсоюзами стоит задача воссоздания системы непрерывного обучения освобождённых профсоюзных работников и председателей профсоюзных комитетов.
Волгоград является одним из немногих регионов, где существует база для организации непрерывного профсоюзного образования. Начиная с отраслевых школ профсоюзного актива для обучения членов профсоюзов, заканчивая Волгоградским институтом профсоюзного движения с целью обучения и повышения квалификации выборных профсоюзных работников и актива и Волгоградским филиалом Академии труда и социальных отношений, где ведётся обучение профсоюзных кадров по программам дополнительного и высшего профессионального образования.
Однако выступающие отметили, что должной координации профсоюзного обучения пока нет, в области до сих пор не создано единое образовательное профсоюзное пространство.
При этом Владимир Стариков заявил, что, несмотря на недостаточную эффективность действующей системы непрерывного профсоюзного образования, у волгоградских профсоюзов есть реальная возможность организовать всестороннюю подготовку кадров и актива.
Учиться – активно и интересно
Волгоградский институт профсоюзного движения год от года расширяет образовательную деятельность по обучению профсоюзных кадров и актива. Сегодня здесь реализуется 21 учебная программа по всем направлениям профсоюзной деятельности, ежегодно проходят обучение около 5 тысяч человек, половина из которых – профсоюзные кадры и актив; успешно используются, особенно среди молодежи, активные формы обучения (круглые столы, ролевые игры, решение ситуационных задач и т.д.).
- Совместно с областным Советом профсоюзов, мы планируем открыть школу молодого профсоюзного лидера, а, по сути, школу резерва профсоюзных кадров, - рассказал Геннадий Долженко, директор Волгоградского института профсоюзного движения.
Однако областные комитеты слабо используют возможности института для обучения своих профсоюзных кадров, изучения проблем регионального профсоюзного движения по таким актуальным вопросам, как: «Мотивация профсоюзного членства», «Создание новых профсоюзных организаций», «Профсоюзные лидеры как профессиональная группа».
В целом для обучения профсоюзных кадров созданы благоприятные условия, однако остаются и проблемы - до сих пор отсутствует взаимосвязь между обучением и планированием деловой карьеры профсоюзного лидера и специалиста, нет четкости в работе с резервом профсоюзных кадров всех уровней, что затрудняет определение содержания профсоюзного обучения и негативно сказывается на его организации.
- Сегодня учеба должна стать более привлекательной, интересной и полезной, учебой не ради учебы, а ради поиска ответов на нерешенные ежедневные проблемы, ради обмена лучшим опытом работы, - отметил директор института. - В современных условиях, как никогда, повышается роль психолого-педагогического и экономико-правового компонента теоретической подготовки профсоюзных лидеров. Волгоградский институт профсоюзного движения видит потребность профсоюзных кадров в получении знаний в области: психологии общения; конфликтологии; профсоюзного менеджмента и маркетинга; риторики; экономики; истории профсоюзного движения России и региона. Мы готовы разработать соответствующие модули и включить их в учебные программы.
Диплом для профлидера
С 2000 года в Волгограде работает Филиал Академии труда и социальных отношений. С 2002 года здесь проводится набор обучающихся, постоянно расширяется список направлений и форм работы филиала. На сегодняшний день здесь представлены практически все формы обучения: очная, заочная, вечерняя и др. Достаточно широк список направлений, по которым ведется подготовка: бухгалтерский учет, экономика, юриспруденция, финансы и кредит, маркетинг и управление персоналом. Год от года увеличивается число обучающихся.
- Если пять лет назад численность студентов составляла 538 человек, сейчас более тысячи, - отметил Роман Шкода, директор Волгоградского филиала Академии труда и социальных отношений.
На сегодня 20% преподавателей филиала имеют ученую степень доктора наук, что в два раза выше требуемого показателя для вузов. Практически все обучающиеся на момент обучения являются членами профсоюза, работают.
По словам Романа Шкоды, практически на каждом направлении обучения филиала Академии есть дисциплины, напрямую связанные с профсоюзным движением.
Волгоградский облсовпроф ежегодно заключает договоры с региональным филиалом Академии труда и социальных отношений на подготовку по квоте ФНПР (т.е. на безвозмездной основе) необходимых специалистов. С 2002 года здесь уже прошли обучение и получили соответствующую квалификацию специалистов высшего профессионального образования 10 работников. Сегодня в Волгоградском филиале АТиСО обучаются ещё 9 человек, работающих в отраслевых организациях профсоюзов.
По словам председателя облсовпрофа, вопрос о совершенствовании работы по обучению профсоюзных кадров и актива, по сути, определяет перспективы дальнейшего развития региональной организации.
- Мы должны помогать нашим профактивистам, отслеживать их работу, одним словом, формировать из них грамотных профсоюзных лидеров, так как это будущее нашей организации. Важнейшую задачу по подготовке профсоюзных кадров можно решить только совместными усилиями отраслевых организаций, территориального объединения и образовательных учреждений профсоюзов, - подчеркнул Владимир Стариков. - Невнимание к такому стратегически важному вопросу, как формирование должного образовательного уровня наших профсоюзных кадров, несомненно, снижает результативность профсоюзной работы на местах, не способствует мотивации вступления в профсоюз и по крупному ставит под сомнение эффективность профсоюзного движения.
Галина Новикова, председатель Волго-Донской межрегиональной профсоюзной организации профсоюза работников водного транспорта РФ:
- Мы заинтересованы в обучении наших профактивистов. Чем больше они будут знать, тем легче будет решать возникающие вопросы трудовых правоотношений, в том числе и при проведении колдоговорной кампании.
Людмила Широкова, председатель Волгоградской областной организации Российского профсоюза работников культуры:
- Теперь во многих наших организациях при работодателе есть группа юристов. А против него выступает один неосвобожденный председатель профкома. И, не вооружив его определенной методикой, мы не сможем быть уверены, что он сможет достойно отстаивать права и интересы своих членов профсоюза.
Ирина Ерохина, председатель Волгоградской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
- На сегодняшний день в состав Волгоградской областной организации входит 50 тысяч членов профсоюза, которых постоянно нужно обучать. В течение 20 лет профсоюз работников здравоохранения учится по британской системе «Научи учителя», когда в качестве преподавателей привлекаются исключительно профсоюзные руководители и активисты, прошедшие обучение по методике и рекомендованных для преподавательской работы соответствующим методическим советом; эти преподаватели будут обучать других людей, которые в свою очередь обучат третьих и т.д. - по "каскадному" методу. Это очень сложно, так как происходит смена профсоюзных лидеров (освобожденных и неосвобожденных).
По результатам опроса, проведенного Институтом профсоюзного движения, потребность в профсоюзной учёбе сегодня испытывают около 80% действующего профсоюзного актива.
Сегодня в профсоюзных организациях региона действуют 187 школ профсоюзного актива,
что на 18 процентов больше, чем в 2010 году, когда было обучено более 15,5 тысяч членов профсоюзов.
Более 1700 профсоюзных активистов прошли обучение в Институте профсоюзного движения по квоте, то есть за счёт средств областного Совета профсоюзов. На эти цели ежегодно предусмотрено финансирование в объёме 6,7 процента от валового сбора членских взносов, поступающих в облсовпроф.