Море зовет покорить простор широт
О Детском морском центре, который по праву считается достопримечательностью города, знают не только в Волгограде, в нашей стране, но и за рубежом.
Основанный в 1967 году клуб юных моряков (так он раньше назывался) за 47 лет обучил более 7,5 тысяч учеников, воспитал сотни будущих офицеров военно-морского флота. За десятилетия существования центра юные моряки прошли по маршрутам не менее 200 тысяч километров…
Долой беспризорность
Наш город расположен на берегу большой и некогда полноводной реки Волги. 50 лет назад волжский порт имел достаточно развитый флот. Многие работали речниками: капитанами и помощниками гражданских, транспортных и грузовых судов, штурманами, матросами, бакенщиками. Они плавали, вернее, ходили на судах семейно – и мужья, и жены работали на флоте. Во время навигации, которая начиналась в апреле и заканчивалась в ноябре, дети речников оставались практически безнадзорными. Все лето они были предоставлены себе. Поэтому основной целью при создании морского клуба была занятость и профилактика безнадзорности детей речников в летний период. Инициаторами выступили профсоюзная и комсомольская организации волгоградского речного порта. Затем подключился Совет ветеранов военно-морского флота. Группы ребят, детей речников стали организованно посещать занятия, ходить в порт, где помогали убирать территорию, красить суда и постройки. Когда начинался учебный год, они расходились по разным школам и теряли друг друга из виду на несколько месяцев. Но морское братство тянуло друг к другу. Тогда у командного состава работников порта возникла идея создания клуба юных моряков и речников. Сначала он располагался на базе средней школы № 130, потом – при Ворошиловском дворце пионеров.
Когда численности воспитанников начала достигать 500 человек, было принято решение горисполкома и отдела образования о создании отдельного внешкольного учреждения (с передачей в пользование здания на улице Ким 14) «Клуб юных моряков». Это был 1978 год. Первым директором стал Рафаэль Татевян. По его инициативе и при поддержке городской власти клубу был передан сначала один учебный корабль – «Волгоград» (бывший корабль связи «Большой охотник»). В 1982 году из Риги перевели большой базовый тральщик.
Вспомним прошлое
– На корабле во время летней плавательной практики, начиная с июня по август, проводились по 5 – 6 походов. В каждом по 50 – 60 человек (курсантов клуба). Причем эти походы были дальние, к примеру, на Каспий, – рассказывает Виктор Вощаникин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – На учебном корабле прошли плавпрактику и стали моряками сотни мальчишек и девчонок. По статистике около 400 выпускников стали офицерами флота, многие - гражданскими моряками и речниками. В 1999 году корабль был выведен из эксплуатации, так как средств на его содержание не оказалось. Он стоит сейчас в затоне металлоломом. Переданные ДОСААФом клубу несколько шлюпок мы использовали около 30 лет. Но дерево имеет срок эксплуатации и два года назад они были списаны. Сегодня центр остался без плавсредств: учебного корабля и шлюпок нет. Что такое детский морской центр без флотилии? Ничего. Без действующей флотилии, без плавательных средств у нас перспективы нет. Десятки подобных учреждений дополнительного образования в РФ прекратили свое существование именно по этой причине. Если решения по этим вопросам не будет, то нас ждет та же участь.
Сегодня мы не можем в полном объеме выполнять свои воспитательные и профессиональные задачи. Это то же самое, если обучать боксера, не имея ринга. Так называемый «бокс за партой».
В последние годы нас немного выручает фирма «Круиз». В прошлом и этом году на туристический теплоходе «Александр Невский» нам разрешили сделать один рейс. Конечно, обеспечить практику в полном объеме таким образом невозможно. Раньше плавпрактика охватывала практически всех желающих. Сегодня это от силы 10%. В этом году мы набрали около 150 человек, на практику сходили 15. Придут ли они к нам осенью?
Предпрофессиональная подготовка
Центр поддерживает связь с профессиональными, средне специальными и высшими учебными заведениями морского и речного транспорта городов Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Ростова, Астрахани, военно-морскими отделами военных комиссариатов. Штурманское дело, радиотелеграфия, военно-морская подготовка, спортивная подготовка, история флота. Это только некоторые предметы, которым обучают в муниципальном образовательном учрежденим дополнительного образования детей Детский Морской Центр им. Н.А. Вилкова Ворошиловского района. Кроме предпрофессиональной подготовки, популяризации профессии моряка, речника, офицера военно-морского флота, педагоги Центра формируют у своих воспитанников гражданские и нравственные качества, воспитывают патриотизм, честь, достоинство, формируют самооценку.
– К нам приходят самые разные дети. Многие из социально незащищенных семей. И педагоги, кроме положенной учебной нагрузки, занимаются воспитательной работой, – рассказывает Татьяна Гадюченко, социальный педагог Центра. – Работа требует немало сил. Сегодня в коллективе острая нехватка кадров. Остались те преподаватели, которые трудятся с момента образования учреждения – это в основном пенсионеры. На ту зарплату, которую платят нам, моряки в отставке (а это основной контингент преподавателей) прожить и прокормить семьи не могут. Что такое для работоспособного мужчины 6 тысяч рублей (именно столько стоит труд в нашем учреждении)? Новая система оплаты труда работников образования, нас, работников дополнительного образования, не коснулась. Нам нужна реальная помощь в этом вопросе. Мы думали, к кому обратиться, кто реально может помочь? Наши коллеги подсказали, что можно переговорить с Владимиром Анатольевичем Дубининым, председателем Ворошиловского теркома, который и предложил помощь в решении вопросов по заработной плате. Поэтому весь педагогический коллектив без раздумий вступил в профсоюз, рассчитывая на помощь и поддержку.
Татьяну Сергеевну за ее активную жизненную позицию, грамотность, неравнодушие выбрали председателем первичной профсоюзной организации.
–Коллективу нужна поддержка в юридических вопросах, необходима информационная поддержка, нам нельзя вариться в собственном соку, надо общаться с другими первичками, – продолжает Татьяна Гадюченко. – Присутствуя на заседаниях Ворошиловского теркома, я вижу, что профсоюз имеет силу, к мнению профлидера прислушиваются, есть конкретные результаты, работа оперативная, значимая. Наша профорганизация существует всего несколько месяцев. Сейчас активно готовим информацию для профсоюзного уголка, работаем над содержанием коллективного договора, проводим юридические консультации для сотрудников. Воспитанникам рассказываем о профсоюзной организации, членами которой они тоже могут стать, для чего она нужна работающему человеку. Оказывается в профсоюзе быть интересно и выгодно. Я имею в виду не материальную выгоду, а социально-нравстственную.