Команда профессионалов
На окраине Красноармейского района Волгограда располагается автоколонна №1208. Для одних этот факт не представляет никакого интереса, а для других – жизненно необходим. Ведь эта автоколонна – связующее звено между югом города и соседними районами: Светлоярским, Калачевским Волгоградской области и даже астраханским поселком Райгород. На сегодняшний день она обслуживает более 20 пригородных маршрутов автобусов, в том числе и дачных. Кроме того, автоколонна является военизированной, то есть при возникновении чрезвычайных ситуаций ее транспорт могут мобилизовать для эвакуации населения.
Автотранспортное предприятие существует уже более полувека. Сейчас на ГУП «ВОАК 1208» - 123 автобуса, а когда-то их количество в парке доходило до четырехсот. Уменьшилось и число работников. На предприятии трудится чуть больше трехсот человек: из них 127 водителей автобуса, а также кондукторы, инженерно-технические работники, ремонтно-технический персонал, подсобные рабочие.
Причем большинство работников (почти 85%) являются членами первичной профсоюзной организации предприятия, которую последний год возглавляет Виктор Суриков:
- Водители и другие работники обращаются по всем вопросам в профком, который у нас состоит из семи человек. Раз в месяц мы собираемся, решаем различные проблемы: по выплате материальной помощи, по поводу сверхурочной работы и др. В профкоме постоянно работает комиссия соцстраха, которая занимается оформлением пособий (послеродовых, по рождению ребенка).
Недавно на предприятии был принят новый коллективный договор, действующий с 1 мая 2012 года по 30 апреля 2015 года.
- Действие старого колдговора закончилось в мае этого года, но мы не стали автоматически продлевать его действие, а изменили, - рассказывает Виктор Петрович. - Во время колдоговорной кампании каждый желающий мог оставить свои предложения по поводу изменений коллективного договора в специальном ящике. Набралось порядка двадцати, некоторые из них мы включили в документ. В итоге коллективный договор у нас увеличился в объеме, появились новые статьи, в том числе и касающиеся охраны труда женщин: не привлекать их в ночные смены, на работы во вредных условиях. В условия колдоговора добавили индексацию не реже одного раза в год. В этом году она составила 10%. Увеличена на один день продолжительность дополнительного отпуска для работников с вредными условиями труда (кондукторов, сварщиков, аккумуляторщиков) до 7 дней. У водителей дополнительный отпуск составляет 12 рабочих дней. У нас избраны уполномоченные по охране труда, создана комиссия по охране труда.
По словам председателя профкома, активное участие в составлении коллективного договора принимал Владимир Колесников, директор ГУП «ВОАК 1208»:
- С Владимиром Александровичем в своей работе наша профсоюзная организация очень тесно взаимодействует, стараемся все возникающие вопросы решать согласованно. Заместитель директора по перевозкам Александр Чернов, главный инженер Николай Татаренко - опытные сотрудники. В целом, у нас собралась команда профессионалов по ремонту подвижного состава, планированию пассажирских перевозок. Наверное, поэтому автоколонна до сих пор работает.
Виктор Суриков работает на предприятии семь лет. До этого - больше 20 лет службы начальником управления транспортом в городе Якутске. Родом Виктор Петрович из Кемерово, но после школы приехал в Волгоград, где поступил и окончил Волгоградский политехнический институт. Здесь же женился и 14 лет отработал на нефтеперерабатывающем заводе.
Должность председателя профкома на предприятии неосвобожденная, Виктор Петрович является заместителем директора по безопасности дорожного движения.
- Я полностью контролирую работу водителей на маршруте, провожу с ними занятия по безопасности дорожного движения, где изучаем нормативные документы. На сегодняшний день на предприятии вопросы безопасности – в центре внимания: постоянно производится переподготовка водителей на специализированных курсах, что обеспечивает безаварийность работы на линии.
По словам председателя профкома, правовую помощь (во время колдоговорной кампании, при возникновении трудовых споров) членам первички оказывают юристы обкома профсоюза Автодорхоза.
Одна из проблем предприятия – нехватка молодых кадров. Из всего коллектива только 25 человек - работники до 27 лет. Молодежь отпугивает маленькая зарплата - у молодого специалиста ремонтной службы она составляет всего 8-8,5 тысяч рублей. Однако, по словам Виктора Петровича, по условиям нового коллективного договора на предприятии улучшены условия труда и социальные гарантии молодежи, заключаются договоры на получение профессионального образования для молодых рабочих и специалистов и проведение производственной практики студентов и учащихся, проводятся конкурсы профмастерства «Лучший молодой специалист». Есть льгота для родителей школьников – они оплачивают только 10% от стоимости путевки в летние оздоровительные лагеря «Рассвет», «Чайка», с которыми у предприятия заключен договор.
Виктор Петрович говорит, что предприятию приходится выживать в непростых условиях:
- Средств, выделяемых из областного бюджета, едва хватает, что особенно ощутимо в условиях конкуренции с маршрутными такси. Кроме того, автобусный парк у нас значительно изношен - самым старым машинам больше 20 лет. В последнее время идет замена подвижного состава - в декабре прошлого года мы получили семь новых автобусов марки «Волжанин-52701». К сожалению, доходность нашего предприятия очень низка - в среднем около 30% по маршруту, включая коммерческие рейсы. Практически все наши пассажиры - льготники. Например, по дачному маршруту №116Д перевозим полный автобус, и только 5-7 человек в салоне оплачивает проезд. Несмотря на существующие трудности, мы не опускаем рук и надеемся, что ситуация исправится. В Светлоярском районе, где нет ни одного автотранспортного предприятия, без нас большинству людей, которые ездят в Волгоград или Светлый Яр на работу, к родственникам или на дачу, придется нелегко, так как частный перевозчик не справится с существующим количеством пассажиров.