Осторожный подход
В проекте Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями на 2021-2023 года содержится предложение Правительства Российской Федерации о введении в законодательство Российской Федерации понятия минимального размера часовой ставки оплаты труда – почасового МРОТ, сообщается на сайте ФНПР.
Заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР Елена Косаковская отметила, что пока неизвестно по какой причине правительство предлагает ввести в российское законодательство положение об установлении почасового МРОТ.
В связи с этим возникает два вопроса: с какой целью необходимо введение почасовой оплаты труда и какой будет величина почасового МРОТ?
– Никаких препятствий для почасовой оплате труда в действующем трудовом законодательстве нет. Согласно Трудовому кодексу заработная плата работнику устанавливается, как правило, за месяц. Учет рабочего времени осуществляется либо ежедневно, либо еженедельно или суммировано. В результате такого порядка учета рабочего времени работнику оплачивается сверхурочная работа, вечернее и ночное время, перерывы в работе, выходные и праздничные дни. Поэтому переход с месячной оплаты труда на почасовую может привести к рискам, связанным с неоплатой вышеуказанной работы в повышенном размере, времени отдыха, которое на сегодняшний день включается в рабочее время и соответственно оплачивается. Таким образом, заменять оплату труда за месяц на почасовую нецелесообразно, – считает Елена Косаковская.
Представитель ФНПР предположила: возможно правительство рассматривает введение введение почасовой оплаты труда для некоторых категорий работников в качестве защитной меры. Например, для тех, кого нанимают на короткий период времени - преподаватели, консультанты и представители иных профессий, оказывающих услуги на дому.
– Чтобы эта мера действительно была защитной, необходимо минимальный размер часовой тарифной ставки или почасового оклада (должностного оклада) был на достаточно высоком уровне и при условии сохранения месячного МРОТ, установленного федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. Потому что, если исходить из размера месячного МРОТ, почасовой минимум оплаты труда будет колебаться от 70 до 100 рублей. В то же время в случае установления почасового МРОТ даже в величине 200 рублей, работник, отработавший 10 часов в месяц получит лишь 2000 рублей, что не является не только достойной заработной платой, но поставит под сомнение возможность его физического выживания. В таком случае становится принципиальным число часов, отработанных за месяц, – считает эксперт.
Однако, по мнению Косаковской, если установить более высокую часовую ставку по сравнению с месячным МРОТ, то может возникнет дискриминация в оплате труда. То есть, работник с почасовой оплатой труда, отработавший то же время, имеющий одинаковый уровень квалификации, что и работник с помесячной оплатой труда, может получить большую заработную плату. При этом устанавливать одинаковую почасовую ставку МРОТ по всей стране несправедливо из-за разницы в уровне жизни в различных субъектах РФ.
– В соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд (видами которого является тарифная ставка, оклад, должностной оклад) гарантируется всем, независимо от количества отработанного времени, и не может быть ниже МРОТ. В связи с этим целесообразно внести изменения в Трудовой кодекс РФ с целью установления гарантированного минимума по заработной плате для любого работника, независимо от количества отработанного времени. В частности, производить оплату работы в режиме неполного рабочего времени, оплату простоя не по вине работника, пропорционально отработанному времени, но в любом случае не ни ниже месячного МРОТ, – подчеркнула Елена Косаковская.
В ФНПР считают необходимым подробно обсудить это предложение, спрогнозировать все возможные негативные последствия и с осторожностью отнестись к изменениям в трудовое законодательство в связи с введением почасового МРОТ.