Бульдозерист не играет на рояле
Уже в государствах древнего Востока и на Крите были мощеные проезжие дороги с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, виадуками, служившими также мостами.
Современная автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, включающий комплекс связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений. Содержание дорог - одна из сложнейших и ответственных обязанностей. Доходы населения растут, как следствие увеличивается автопарк, особенно увеличение числа транспортных средств заметно в крупных городах, где пробки стали обычные ежедневным, никого не удивляющим явлением. Поэтому строительство новых дорог и поддержание старых в хорошем состоянии – приоритетная задача работников дорожного хозяйства.
Учреждение, осуществляющее работы по строительству, ремонту и эксплуатации дорог нашей области - областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор". Это одна из старейших (с 1936 г.) организаций Волгоградской области по обслуживанию автомобильных дорог.
– С «Волгоградавтодором» связана вся история дорожного строительства и ремонта автомобильных дорог в нашей области, – рассказывает Константин Ермощенко, председатель Волгоградского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного строительства. – Это самая большая дорожная строительная организация, которая является генеральным подрядчиком Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Две беды?
Только ленивый не ругает наши дороги. Не стоит кривить душой - есть за что.
Но, пообщавшись с работниками предприятия, оценка качества дорог и ремонтных работ стала более мягкой. Хотя бы потому, что на ОГУП «Волгорадавтодоре» в большинстве своем работают преданные профессии люди. Многие трудятся здесь не по одному десятку лет.
– На нашем предприятии сейчас работает около двух тысяч человек, – говорит Петр Головин, главный механик, один из старейших работников. – Из-за бесконечных сокращений один человек должен сегодня работать на 2-3 механизмах. Это притом, что из общей сети территориальных автомобильных дорог Волгоградской области 90% находится на содержании «Волгоградавтодора». То есть 9 тысяч 853 километра дорог, которые наши рабочие ежедневно ремонтируют, ставят дорожные знаки, чистят и т.д.
В арсенале предприятия 1798 единиц дорожностроительной техники и автотранспортных средств, которые распределены среди 17 филиалов, расположенных на территории области. Это асфальтоукладчики, бульдозеры, мотокатки, экскаваторы, автогрейдеры, скреперы, автокраны, автогудронаторы, бетоносмесители и др. Процент износа техники очень высок. Но благодаря профессионалам она еще бегает. В каждом районе области есть АБЗ (асфальтобетонный завод), которые выпускают от 20 до 50 тон асфальта в час (могут и больше, однако сейчас нет потребности). Но самое дорогое «оборудование» - наши люди. Многие из них отдали своей профессии долгие годы. Хотелось бы, чтобы к нам шли работать молодые специалисты, чтобы было кому передать опыт.
Профсоюз – был и будет
Профорганизация здесь существует с момента создания предприятия.
Со слов Юрия Пигунова, председателя ППО ОГУП «Волгоградавтодор» 50 % работников - члены профсоюза. Первичка объединяет 17 цехкомов – по количеству работающих филиалов.
– Профсоюз всегда стоял, и будет стоять на защите прав работников. Сегодня мы держим под контролем социальные вопросы, оплату труда. Активно работаем с администрацией по различным направлениям. К примеру, следим за тем, чтобы норма часов не перерабатывалась, соблюдалась техника безопасности, в наличии бала спецодежда, курируем вопросы охраны труда, льготного питания (все, что положено тем, кто работает во вредных условиях труда. выдается либо продуктами, либо денежным эквивалентом), занимаемся оздоровлением сотрудников.
Как рассказал Юрий Павлович, на спецодежду ежегодно тратится около 2 миллионов рублей.
На "Волгоградавтодоре" коллективный договор заключили полтора года назад сроком на 3 года. При необходимости в него вносятся изменения. К примеру, если изменились условия труда, в документ вписываются необходимые правки.
– Как только возникает необходимость, собираем трудовой коллектив, приглашаем администрацию и совместно с руководством обсуждаем наши проблемы, – продолжает Юрий Пигунов. – А коллективный договор распространяется на всех. Но для членов профсоюза есть преимущества. Так, льготные путевки сотрудникам и их детям распределяются сначала профсоюзникам, потом остальным. Также при сокращении штатов члены профсоюза могут рассчитывать на нашу поддержку.
Кстати Юрий Павлович – неосвобожденный председатель. Это его добровольная общественная нагрузка. Основная его профессия – механик.
В большинстве в цехкомах люди работают по собственной инициативе, на добровольных началах. И хотя их работа не оплачивается, силами профкома и цехкомов удается добиться многого. К примеру, два года назад предполагалось большое сокращение. Профсоюз организовал собрания трудового коллектива, конференцию, были написаны письма в администрацию. В итоге планируемого сокращения штатов не произошло: люди не потеряли ни рабочих мест, на зарплаты (к слову не очень большой).
Профком помогает при восстановлении документов для оформления пенсий своим работникам.
– Мы переживаем не самые лучшие времена, но все равно стараемся поддерживать своих работников: выдаем материальную помощь по мере необходимости, проводим корпоративные праздники, даем новогодние подарки детям до 14 лет, для членов профсоюза по мере возможности организуем различные мероприятия. Сегодня у профсоюза не такие финансовые возможности, как раньше, но не все меряется деньгами и энтузиастов нам хватает. Коллектив здесь сплоченный, проверенный временем. Поэтому профсоюз у нас был и всегда будет.
– В «Волгоградавтодоре» немало различных проблем, к примеру, недостаточное финансирование, невысокая оплата труда работников, – говорит Константин Ермощенко. – За годы ее существования менялись руководители, неоднократно менялось название организации, проходили сокращения и реорганизации.
Но боевой дух и умение работать в самых трудных условиях, в зной и в лютый холод не сломлен. Потому, что в этой организации работают прекрасные люди, специалисты своего дела, отдающие все силы и профессиональные умения для выполнения поставленных задач по ремонту и строительству автомобильных дорог.