Профсоюзный локомотив
Добиться от руководства подразделений железнодорожного транспорта принятия дополнительных мер по росту реальной заработной платы для работников отрасли, не допустить сокращения штата в подразделениях Волгоградского региона, продолжить работу по усилению мотивации профсоюзного членства, создать в каждой первичной профсоюзной организации условия для самостоятельного контроля за применением администрацией трудового законодательства. Эти и другие важные задачи на предстоящий период руководство Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ озвучило на XXXIV отчетной профсоюзной конференции Волгоградской территориальной (региональной) организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
Фундамент для действий
Значимое для волгоградских железнодорожников событие состоялось во Дворце культуры профсоюзов. На отчетной профсоюзной конференции делегаты и участники не только подвели итоги работы Волгоградского Теркома за период с сентября 2010 года по февраль 2013 года, но и выработали конструктивные предложения по вопросам текущей и перспективной деятельности территориальной организации Волгоградского региона.
В ее работе приняли участие Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов, Николай Епишин, председатель Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ, Анатолий Бакулин, заместитель спикера облдумы, председатель координационного центра НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области», сопредседатель регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области», Александр Сюськин, заместитель начальника Приволжской железной дороги по Волгоградскому региону, Сергей Гуцул, заместитель председателя дорожной организации РОСПРОФЖЕЛ на Приволжской железной дороге.
Содержательный отчет о работе Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ по основным направлениям профсоюзной деятельности за 2,5 года представил Николай Епишин. В своем выступлении он отметил, что данная конференция – это не только подведение итогов, но и фундамент для формирования плана действий по дальнейшей реализации намеченных мероприятий и выбранных целей. Ей предшествовали отчетные собрания и конференции, состоявшиеся во всех первичных профсоюзных организациях Волгоградского Теркома, на некоторых из них серьезной критике подверглась работа административного аппарата, на других - самих профсоюзных комитетов:
– В ходе проведения конференций наблюдалась активность как профсоюзного актива, так и трудового коллектива. И, что особенно важно, заинтересованность руководства подразделений, которое проявляло должное внимание и деятельное участие в анализе итогов работы, в постановке новых задач на период выборных полномочий профсоюзного актива и методов их реализации.
Реальный труд – реальная зарплата!
Говоря о работе Волгоградского Теркома в сфере социальной-экономической защиты железнодорожников, Николай Епишин подробно остановился на вопросах оплаты труда в подразделениях. Он напомнил, что эффективное регулирование заработной платы и своевременная ее выплата – одна из главных задач профсоюза, решаемых в процессе реформирования отрасли и, конечно же, задача на перспективу. В течение всего отчетного периода над вопросами заработной платы, ее реального роста и недопущения нарушений работал весь профсоюзный актив Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ.
– Одним из основных принципов совершенствования системы оплаты труда, на котором настаивал отраслевой профсоюз, являлось повышение гарантированной части заработной платы и доведение минимального размера оплаты труда в компании до официального прожиточного минимума в РФ, - рассказал председатель территориальной организации. – В результате на 1 января текущего года минимальный размер оплаты труда в компании – 6892 руб. Это почти на 10% выше прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за третий квартал (6267 руб.), а не 65%, как было до ввода новой системы оплаты труда. И это определенный позитив, особенно на фоне того, что в целом по стране минимальный размер оплаты труда на четверть ниже – 5205 рублей.
Между тем, по словам Николая Епишина, инфляция в Волгоградской области за год составила 6,6%, что выше уровня проведенной индексации заработной платы. Более того, в подсчет не входит индекс роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые повышаются гораздо быстрее цен на услуги и товары. Фактически платежеспособность работников отрасли снижается. На деле получается, что реальная заработная плата практически не растет, а ее покупательская способность - падает.
Вопрос заработной платы железнодорожников остается проблемным еще и потому, что темп ее роста ограничен уровнем инфляции и не должен превышать темпов роста производительности труда в компании. По результатам годовой работы средняя заработная плата работников всех подразделений Волгоградского региона, включая образовательные и медицинские учреждения, составила 23 352 рублей. Рост реальной заработной платы – 1,5 процента.
Причем в тех подразделениях, где наметилось уменьшение заработной платы – наблюдается и рост текучести кадров, констатировал руководитель территориальной профсоюзной организации:
– Для поддержания конкурентоспособности железнодорожной отрасли совместно с руководством нам необходимо найти решение по укреплению кадрового потенциала нашего региона. А это требует, в первую очередь, достойного уровня оплаты труда и своевременной моральной мотивации работников.
Также в отчетном периоде Терком осуществлял постоянный контроль за соблюдением руководством подразделений норм и положений действующего трудового законодательства, особенно в сфере оплаты труда. Пристальное внимание уделялось вопросу применения трёхуровневой системы премирования. Во всех, без исключения подразделениях, на которые распространялось ее действие, была организована работа по практическому применению Рекомендаций по организации премирования работников филиалов ОАО «РЖД».
Трудовой «резерв»
Остановился Николай Епишин и на проблеме, которая возникла в начале ноября 2012 года в связи с сокращением численности работников, проводимого Приволжской дирекцией инфраструктуры. Согласно соответствующему приказу, руководством компании была поставлена задача - сократить в подразделениях региона 140 штатных единиц в целях оптимизации численности. После выяснения обстоятельств дела на внеочередном заседании Президиума Теркома приказом были внесены изменения, отменяющие процедуру высвобождения по 91 единице.
Однако, несмотря на высокие результаты выполненных работ, сейчас структурным подразделениям Волгоградского региона вновь поставлена задача по сокращению 85 штатных единиц.
Волгоградский Терком выступает категорически против поспешных решений, принимаемых Приволжской дирекции инфраструктуры в процессе реализации мер по оптимизации расходов.
– Мы настаиваем, что сокращение численности должно производиться на основании реальной потребности, подтверждённой фактическим падением объемов работ и экономическими расчётами. А наскоро решая проблему увеличения производительности труда за счет высвобождения контингента, мы эксплуатируем резервы, которые в настоящее время практически исчерпаны, - заявил руководитель Волгоградского Теркома.
Закон и порядок
Еще в 2010 году профсоюзные органы всех уровней Теркома усилили контроль за выполнением трудового законодательства. По результатам проведенных проверок руководству структурных подразделений внесено 91 представление. В пользу работников взыскано около 2-х миллионов рублей долгов по заработной плате. По просьбе 11-ти работников подготовлены материалы для обращения в судебные и другие органы по вопросам восстановления их нарушенных прав. Профкомами подразделений постоянно уделялось внимание вопросам законности привлечения работников к дисциплинарной и другим видам ответственности.
В 2012 года на базе Волгоградской Территориальной организации образована внештатная правовая инспекция труда, в состав которой включены освобожденные председатели профкомов 12 структурных подразделений. Все они прошли соответствующее обучение.
– Вся работа профсоюзного актива в области правовой защиты членов профсоюза будет направлена на достижение одной из важнейших задач, а именно – создания и закрепления в каждой первичной профсоюзной организации условий для самостоятельного контроля за применением администрацией трудового законодательства, – подчеркнул лидер Волгоградского Теркома. – Особое внимание будет уделяться профилактике возможных нарушений.
Год здорового и безопасного труда
Председатель Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ напомнил, что 2013-й год объявлен годом здорового и безопасного труда. Как заверил Николай Епишин, вопрос обеспечения здоровых и безопасных условий труда никогда не потеряет своей актуальности. Ведь от условий, в которых работает человек, зависит качество и производительность труда, а значит – финансовое положение каждого подразделения и компании ОАО «РЖД» в целом.
За отчетный период технической инспекцией труда выявлено более 1300 нарушений по охране труда, выдано 90 представлений об их устранении, предъявлено 32 требования о приостановке работ, угрожающих здоровью работающих.
Одной из составной частей системы управления охраной труда в структурных подразделениях являются специальные комитеты, в состав которых от профсоюза входят уполномоченные по охране труда. За 2,5 года уполномоченными выявлено свыше 3 тысяч нарушений, выдано более одной тысячи предложений по улучшению условий труда руководителям подразделений.
Особое внимание уделялось вопросу использования рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. Только за прошедший год локомотивными бригадами эксплуатационных локомотивных депо Волгоградского региона отработано сверхурочно – свыше 194 тысяч часов. Это почти в два раза больше, чем в 2011 году.
Николай Епишин поставил перед профсоюзными организациями задачу – проявлять более жесткую позицию при согласовании сверхурочной работы, требовать от руководителей обоснования её применения и разработки, эффективных мер по снижению сверхурочных часов и непроизводительных потерь, контролировать и добиваться равномерного распределения нагрузки между локомотивными бригадами.
Немаловажное значение предавалось обучению вопросам охраны труда председателей ППО и уполномоченных по охране труда. По словам руководства Теркома, в текущем году профсоюзным комитетам предстоит большая работа по строгому контролю за качеством проведения аттестации рабочих мест и исключению необоснованного снятия льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Качественная работа
Также руководитель Волгоградской профсоюзной организации железнодорожников озвучил на конференции вопросы, касающиеся информационной деятельности Волгоградского Теркома, работы с молодежью, организации санаторно-курортного лечения, оздоровления, проведения спортивно-массовых мероприятий и т.д.
– Время профсоюзов не ушло, а наоборот оно отчётливо расставляет всё по своим местам. Волгоградский Терком работает на качественное повышение жизненного уровня каждого члена профсоюза. Если его зарплата растёт, если его права защищены, если у него есть достойное рабочее мест – значит, профсоюз железнодорожников оправдывает своё предназначение, - резюмировал свое выступление председатель территориальной организации.
Кроме того, в ходе работы конференции делегаты и участники заслушали отчет о работе контрольно-ревизионной комиссии Волгоградского Теркома, рассмотрели вопросы о ротации членов комитета, а также выбрали делегатов на XXVII отчетную конференцию ДОРПРОФЖЕЛ на Приволжской железной дороге и на отчетную конференцию первичной профсоюзной организации ДОРПРОФЖЕЛ на Приволжской железной дороге.
В итоге делегаты и участники признали работу Волгоградского Теркома удовлетворительной и приняли обращение. В нем они призвали всех железнодорожников региона – членов профсоюза «добросовестно и ответственно исполнять свои трудовые обязанности, обеспечивая безопасность перевозочного процесса, проявлять инициативу и творчество, постоянно совершенствовать профессиональные навыки, поддерживать единение и сплоченность членов региональной профсоюзной организации в отстаивании своих прав и интересов на действительно достойные условия жизни и труда».
Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов:
– Волгоградский Терком РОСПРОФЖЕЛ – локомотив регионального профсоюзного движения. За годы своего существования территориальная организация на деле доказывает, что она является реальной действующей силой в решении вопросов социальной и профессиональной защищенности железнодорожников региона. Благодаря постоянно проявляемой активной гражданской позиции, неиссякаемой энергии профсоюзных лидеров, их умению вести конструктивный диалог с другими участниками социально-трудовых отношений практически на любых уровнях, вам удается оперативно и положительно разрешать многие проблемы, возникающие на местах в процессе производства, достойно представлять и реализовывать насущные интересы работников – членов профсоюзов. Безусловно, умение отстаивать свою принципиальную и взвешенную позицию работает на повышение авторитета всего профсоюзного движения Волгоградской области.
Анатолий Бакулин, заместитель спикера облдумы, председатель координационного центра Некоммерческого партнерства «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области»:
– Региональная профсоюзная организация железнодорожников и транспортных строителей наряду с другими вносит огромный вклад в решение актуальных социальных и экономических проблем работников отрасли, проводит работу по развитию и укреплению социального партнерства. Многие задачи нам удается решать совместно со всеми ветвями власти благодаря трехсторонним соглашениям, которые заключаются между региональным правительством, профсоюзами и Советом директоров предприятий и организаций Волгоградской области.
Приверженность вашего профсоюза идеологии и практики социального партнерства позволяет вам правильно выстраивать отношения в коллективах, является залогом гармоничного и успешного решения всех жизненно важных проблем отрасли и ее тружеников.
Волгоградский Терком насчитывает более 20 тысяч членов профсоюза, объединенных в 52 первичные профсоюзные организации, имеющие разветвленную сеть цеховых комитетов и профсоюзных групп. Из 52 ППО 46 - действуют в подразделениях компании «Российские железные дороги». Уровень профсоюзного членства в целом по организации составляет 99,5%, что на 3% выше, чем в среднем по профсоюзу.