27 декабря в облсовпрофе прошло заседание городской трехсторонней комиссии
Главной темой обсуждения стало выступление Председателя Волгоградского областного Совета профсоюзов, председателя Общественной палаты Волгоградской области Татьяны Гензе, которая доложила о ходе реализации Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области в 2022 году:
«В Волгоградской области и городе Волгограде в условиях санкционного давления произошла перенастройка всей региональной экономики – продолжают формироваться новые логистические и производственные цепочки, осваиваются новые производства взамен импорта. В сложившейся ситуации борьба за сохранение и увеличение доходов работающего человека особенно актуальна.
На проблему снижения реальных доходов работающего населения обратил внимание Президент Владимир Путин на Валдайском форуме в октябре 2022 года, отметив особую роль в решении этого вопроса трехсторонних комиссий.
Борьба с бедностью работающих россиян является особенно важной задачей для государства. Такое мнение Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков высказал на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое состоялось 15 декабря под председательством Президента РФ.
По данным исследований Центробанка, средний чек в магазинах продуктов за 2022 год уже прилично снизился, это значит одно: люди меньше покупают продуктов, или вынуждены заменять привычные продукты более дешевыми, что может отразиться на здоровье работающего населения.
В этих условиях важным является вопрос защиты экономических интересов работающего населения. И одним из направлений деятельности сторон социального партнерства является установление повышенных минимальных гарантий по оплате труда на региональном уровне путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области.
В целях реализации статьи 133.1 Трудового Кодекса РФ 16.12.2021 г. в Волгоградской области был установлен минимальный размер заработной платы во внебюджетном секторе экономики в размере 1,3 прожиточного минимума трудоспособного населения. На момент начала действия Соглашения ее размер составлял 15419 рублей, что было выше минимального размера оплаты труда по стране на 1529 рублей или на 11%.
С 1 июня 2022 года увеличился размер региональной минимальной заработной платы и составил 16961,1 рубль, превысив федеральный МРОТ на 1682,1 рубль.
Волгоградская область входит в число 14 субъектов Российской Федерации, использовавших данный механизм установления регионального МРОТ, и занимает шестую позицию среди регионов России по его размеру. Такие соглашения действуют на нашей территории с 2007 года.
По условиям Соглашения работодатель имеет право в 30-дневный срок с даты публикации Регионального соглашения направить в комитет по труду и занятости населения Волгоградской области письменный мотивированный отказ от присоединения к нему.
Еще на этапе обсуждения проекта Регионального соглашения социальными партнерами был поднят вопрос о необходимости проведения предупредительной профилактической работы с организациями и предприятиями в целях максимально возможного вовлечения под действие Регионального соглашения, исключения отказов от присоединения к нему по необъективным причинам.
В числе основных причин отказов от присоединения к Региональному соглашению -- отсутствие достаточных денежных средств из-за снижения объема продаж товаров и услуг, увеличения цен на закупочные материалы, транспортные расходы, коммунальные платежи. В случае улучшения финансового состояния работодатели готовы рассмотреть вопрос присоединения к Региональному соглашению.
В целях адресной работы с организациями и предпринимателями по вопросу присоединения к Региональному соглашению было проведено совместное совещание с Общественной палатой Волгоградской области, в котором приняли участие представители объединений работодателей, объединения профсоюзов, Нотариальной палаты Волгоградской области, Общественной палаты Волгоградской области. Неоднократно проводились заседания межведомственной комиссии.
С организациями, представившими отказы, была проведена разъяснительная работа о значимости Регионального соглашения для повышения уровня жизни региона и города Волгограда.
Причины отказов работодателей были рассмотрены на рабочих совещаниях с учетом анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций. Число отказов от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Волгоградской области на 26 июня 2019 года составляло 764, на 5 июля 2016 года – 796, на 28 июля 2010 года – 1680. По городу Волгограду в 2019 году действовало предыдущее Соглашение, количество отказов составляло 284, в настоящее время – 132.
В результате совместно проведенной работы количество отказов снизилось на 58 % по сравнению с количеством отказов от ранее действовавшего Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области и составило 321 ед. Количество организаций, отказавшихся от присоединения к Региональному соглашению и входящих в состав объединений профсоюзов снизилось с 40 до 25 (из них 20 организаций г.Волгограда в сфере жизнеобеспечения), объединений работодателей – с 7 до 1, Нотариальной палаты Волгоградской области – с 73 до 3.
Таким образом, в настоящее время действием Регионального соглашения о МРОТ охвачено порядка 99,0 % работодателей Волгоградской области.
Информация о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже регионального МРОТ, ежегодно предоставляется в Облкомтруд налоговой службой в рамках действующего соглашения между Администрацией Волгоградской области и УФНС о совместных действиях по повышению собираемости налоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области.
Данные сведения анализируются и направляются в администрации муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области для проведения адресной работы с каждым работодателем в рамках заседаний муниципальных комиссий.
В ходе заседаний комиссий выявляются причины выплаты заработной платы ниже минимального уровня (неполный рабочий день, неполная ставка либо некорректное предоставление работодателями отчетности). При выявлении нарушений информация передается органами местного самоуправления в Гострудинспекцию и в органы прокуратуры.
С работодателями из списков УФНС также проводится разъяснительная работа, доводятся положения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области. По результатам проведенной работы только за 9 месяцев 2022 года 36,2 тыс. работникам повышена заработная плата, из них 13,6 тыс. – до регионального минимального размера оплаты труда. Сторона профсоюзов считает необходимым продолжить работу с теми руководителями предприятий и организаций, которые пока не отозвали мотивированные отказы.
В настоящее время чрезвычайно актуальной остается задача ежегодного повышения уровня реального содержания заработной платы работников. Индексация заработной платы является лишь одним из инструментов такого повышения. Но и она производится нерегулярно и часто не обеспечивает повышение покупательной способности заработной платы. Некоторые работодатели частного сектора, ссылаясь на недостаточную, по их мнению, производительность труда своих работников, отказывают им в индексации зарплаты.
Однако повышение реальной заработной платы -- это гарантия, защищающая работника в связи с ростом стоимости жизни, которая не зависит ни от качества его работы, ни от производительности его труда. Работодатели должны устанавливать конкретные сроки и величины повышения заработной платы в связи с прогнозируемым ростом потребительских цен. Это позиция ФНПР, озвученная ее лидером Михаилом Шмаковым.
По данным Ассоциации российских банков доходы населения упадут по итогам текущего года на 6,8%, а рост потребительских цен в ноябре составил 12%.
Согласно данным Волгоградстата, инфляция в Волгоградской области за январь-ноябрь составила 10,4 %, а реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, по сравнению с сентябрем 2021 г. снизилась на 1,8%, с январем-сентябрем 2021 г. уменьшилась на 2,3%. Помимо этого, необходимо учитывать рост тарифов на коммунальные услуги с 1 декабря 2022 г. до 9%.
Одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Эта норма закреплена в областном и городском трехсторонних соглашениях. На наш взгляд, всем сторонам социального партнерства необходимо активизировать работу в этом направлении, обеспечив рост заработной платы не менее, чем на процент инфляции по региону.
Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.06.2021 года №8 был утвержден Макет коллективного договора, рекомендованный к использованию сторонами социального партнерства при подготовке и заключении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях, организациях региона и у индивидуальных предпринимателей.
Пункт 5.6. Макета коллективного договора предусматривает повышение уровня реального содержания заработной платы осуществлением индексации заработной платы Работодателем по согласованию с Профкомом не реже одного раза в год на процент роста потребительских цен на товары и услуги в Волгоградской области за соответствующий период времени.
В то же время, в пункте 2.13. городского Соглашения предусмотрено, что работодатели производят индексацию заработной платы работников с учетом роста потребительских цен. Устанавливают по согласованию с выборным профсоюзным органом порядок (сроки и размер) индексации заработной платы, обеспечивающий повышение уровня реального содержания заработной платы.
Считаем, что это решение необходимо внедрять в жизнь всем сторонам социального партнерства.
В предложенном проекте решения по данному вопросу предлагаем рекомендовать сторонам социального партнерства: продолжить работу с работодателями города Волгограда, представившими письменные отказы от присоединения к региональному Соглашению; активизировать работу по повышению реальных доходов работающего населения в г. Волгограде путем индексации заработной платы на рост потребительских цен не реже одного раза в год».
Комиссия также заслушала доклад Руслана Морозова, возглавляющего общественную организацию работодателей «Совет директоров», о ситуации на рынке труда в областном центре и принимаемых мерах по содействию занятости населения.
Информацию о ходе реализации региональных проектов в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги» членам комиссии сообщили представители соответствующих департаментов администрации Волгограда.
В заключение был утвержден план работы Волгоградской городской трехсторонней комиссии.