От доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска
Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года за № 31689 зарегистрирован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 33н от 24 января 2014 года «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению».
Данный нормативный правовой акт до настоящего времени является причиной разногласия между ФНПР и Минтрудом России.
Виталий Трумель, секретарь ФНПР:
– Говоря об основаниях наших разногласий в этой связи следует отметить следующее.
Профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт медицины труда» Российской академии наук были подготовлены замечания и предложения к проекту приказа Минтруда РФ и письмом № 104-109/48 от 20.11.2013 направлены в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В письме координатора профсоюзной стороны, Председателя ФНПР М.В.Шмакова указывалось на то, что разработчики проекта Методики установили в ней без каких-либо обоснований значения допустимых уровней вредных факторов по микроклимату, световой среде, акустическому фактору и другим, отличные от приведенных факторов, установленных в действующих гигиенических документах, что может привести к неоправданному изменению уровня вредности и класса условий труда в сторону уменьшения по большому количеству рабочих мест. Подтверждением весомости и обоснованности критических замечаний в адрес проекта Методики является и мнение Российской академии наук, отметившей, что в проекте Методики не используются имеющиеся рекомендации в области охраны здоровья работников и улучшения условий их труда и практически игнорируется научно-обоснованная система гигиенической оценки условий труда в Российской Федерации.
И хотя замечания и предложения профсоюзной стороны РТК по проекту Методики были рассмотрены Минтрудом (по ним была составлена таблица согласований и предложений), тем не менее, из 44 пунктов наших замечаний и предложений 17 пунктов были отклонены без веских и аргументированных на то оснований.
Учитывая данное обстоятельство, ФНПР официально проинформировала об этом министра М.А.Топилина и предложила согласовать проект Методики с Роспотребнадзором.
Однако Минтруд России проигнорировал требование профсоюзной стороны и вопреки протокольному решению РТК от 26 июля 2013 года о рассмотрении проекта Методики на РТК, своим приказом № 33н от 24 января 2014 года утвердил Методику и направил на регистрацию в Минюст России.
В связи с этим ФНПР обратилась к заместителю Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец с предложением вынести вопрос на заседание РТК вопроса «О Методике специальной оценки условий труда». Одновременно мы обратились и к Министру юстиции РФ А.В.Коновалову.
На заседании РТК (в конце февраля с.г.). было зафиксировано мнение профсоюзной стороны о необходимости отзыва приказа из Минюста до согласования в РТК, а для снятия разногласий провести у координатора Комиссии О. Ю.Голодец совещание по данному вопросу.
Совещание состоялось в апреле. Как говорится, «лёд тронулся»: в соответствии с протоколом совещания сторонам социального партнерства было дано поручение провести мониторинг реализации приказа для выявления необходимости его корректировки (с докладом об этом на заседании РТК в октябре с.г.). Кроме этого, профсоюзная стороны внесла предложение о необходимости разработки проекта федерального закона о безопасности и гигиене труда, предусматривающего переход охраны труда от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска. Также мы предложили перевести институт «досрочных» пенсий в систему обязательного социального страхования. Все предложения профсоюзной стороны были согласованы сторонами социального партнёрства, зафиксированы соответствующим протоколом, по ним даны поручения Минтруду РФ.
ФНПР «держит руку на пульсе».
Департамент общественных связей ФНПР