Президент России подписал закон «Об образовании в РФ»
Закон вступит в силу с 1 сентября 2013 года (за исключением положений, для которых установлены иные сроки). Сейчас Минобрнауки России приступило к размещению на своем официальном сайте (www.минобрнауки.рф) проектов нормативных актов, разработанных с целью реализации федерального закона.
Работа над законом длилась более 2-х лет. Законопроект рассматривался на 3-х парламентских слушаниях (2 - в Государственной Думе и 1 - в Совете Федерации), на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Российского Союза ректоров.
– Несколько раз проходили интернет-обсуждения на двух специальных интернет-сайтах и в рамках Открытого Правительства, – рассказывает Лидия Нестеренко, председатель Волгоградской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. – Отраслевой профсоюз направлял всем заинтересованным участникам более 10-ти вариантов замечаний и предложений, которые включали в себя от 22 до 60-ти позиций. В рамках объявленной профсоюзом Общероссийской акции в поддержку требований профессионального союза к законопроекту, Волгоградской областной организацией было собрано 26582 подписи работников образования, в адрес Государственной думы направлено 82 телеграммы, 90 телеграмм в адрес Совета Федерации, 1736 телеграмм по электронной почте в адрес Государственной думы, Комитета ГД по образованию, Комитета СФ по науке.
Над проектом в Госдуме работало 240 экспертов, а также 3 специально созданных рабочих группы Комитета Государственной Думы по образованию, которые целенаправленно занимались вопросами общего образования, профессионального образования, а также вопросами управления и экономики образования. В результате ко 2-му чтению в Государственную Думу поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из них более 600 рекомендованы к принятию Комитетом Государственной Думы по образованию. Таким образом, в Госдуме текст законопроекта обновился более чем на 60 % от первоначального текста, который был внесен Правительством Российской Федерации.
В итоге федеральный закон № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в третьем чтении с рядом принципиально значимых положений, связанных с закреплением социально-правового статуса педагогических работников и студентов и обеспечением финансовых и правовых гарантий реализации прав граждан на получение образования.
Так, законодательно сохранено право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии, сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании». Кроме того, основные права и социальные гарантии, установленные для педагогических работников, распространены на руководителей образовательных организаций и их заместителей, такие как: право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельской местности.
– В соответствии требованиями профсоюза в новом законе прописано право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже чем одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз 5 лет, как это предусмотрено действующим законодательством. Предоставление права на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано, в первую очередь, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов, с возросшими требованиями к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями, предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников. При этом сама аттестация по-прежнему проводится раз в 5 лет, – пояснила Лидия Нестеренко.
В новом законе предусмотрено установление размеров должностных окладов по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования путем включения в них размеров надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. Размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включаются в должностные оклады педагогических работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года и многое другое.
мнения экспертов
Николай Сергеев, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор:
– В итоге нелегкой совместной работы мы имеем документ, который существенно меняет сферу образования в нашей стране, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.
Принципиально важными мне кажутся вопросы связанные с нормами, закрепляющими социально-правовой статус педагогических работников и студентов. Так, сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых тоже было много споров. Кроме того, педагогам гарантировано, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона на территории которого расположены образовательные учреждения. Это, конечно, хорошо.
Тревожит то обстоятельство, что в итоге действия нового закона может существенно сократиться число бюджетных студентов – 800 студентов на 10 тыс.молодежи в возрасте от 17 до 30 лет. Фактически это 120-125 чел. на 10 тыс.всего населения – это существенно ниже нынешней нормы в 170 чел.
Изменятся правила поступления в вузы. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз. А результаты единого государственного экзамена будут действительны 5 лет.
Закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размера стипендии (академической и социально), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся. И здесь есть, над чем задуматься: исчезло ограничение размера платы за общежитие пятью процентами расчетного размера стипендии.
Ирина Гусева, председатель комитета Облдумы по социальной политике:
– Самое важное – образование в России было и останется бесплатным. Каждый гражданин теперь сможет получать образование на бесплатной основе не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях.
На год продлевается действие сертификата ЕГЭ. По нынешнему закону сертификат действует только два года после окончания школы, и по истечении этого срока экзамен нужно пересдавать.
Появилась поправка, в соответствии с которой расходы на оплату труда школьных педагогов не могут быть ниже уровня средней зарплаты в регионе.
Благодаря новому закону одна из наиболее сложных проблем российского образования - малокомплектные школы, наконец, нашла конкретное решение.
Юлия Некрасова, заместитель председателя профкома по работе со студентами и аспирантами, студентка Волгоградского государственного университета, института мировой экономики и финансов, гр. Эммб-121.:
– В итоговом варианте федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрен ряд принципиально важных норм, закрепляющих социально-правовой статус студентов: закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся. Несмотря на то, что эти вопросы отданы на рассмотрение администрации образовательного учреждения, при установлении большинства этих мер должны учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации студентов. И от профсоюзной организации во многом будет зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги. Но хотелось бы, чтобы конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги были установлены законодательно.