Ремонтировал «фордзоны» и автобусы
Герой труда: Кутузов Михаил Степанович
Район: Новоаннинский район
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Михаил Степанович Кутузов родился в 1912 году на железнодорожной станции Филоново (ныне г. Новоаннинский) Волгоградской области. В семнадцать лет уже работал в совхозе «АМО» -- в бригаде прославленного механизатора М. Н. Новокщенова. Он упорно овладевал специальностью слесаря-механика: ремонтировал отечественную технику, а также заграничные «фордзоны» и «катерпиллеры», работал на всех видах сельскохозяйственной техники.
В 1938 году портрет Михаила Кутузова – одного из первых сталинградских шоферов-стахановцев -- был размещен на городской доске Почета. Он удостоился такой чести за перевыполнение планового задания на 150 процентов.
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Кутузов участвовал в оборонительных боях на Западном фронте. Вместе со своей частью отступал до Сталинграда, а потом шофером 150-го отдельного автотранспортного батальона в составе 62-й армии участвовал в битве за наш город. Его дальнейший боевой путь -- водитель автомашины штаба 8-й гвардейской армии.
За образцовое выполнение боевых заданий командования гвардии старшина Кутузов был награжден орденом Красной Звезды и медалями.
После демобилизации Михаил Степанович вернулся на родину, принимал участие в восстановлении разрушенного Сталинграда. Восемь первых послевоенных лет он водил автобус в автоколонне № 1208 областного управления автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Участвуя в социалистическом соревновании, проехал без капитального ремонта двигателя 400 тысяч километров, сэкономив при этом более 38 тысяч литров бензина.
В середине 1950-х годов М. С. Кутузов перешел из водителей в ремонтники – в мастерскую карбюраторного цеха. Этот цех считался «узким местом», из-за которого чаще всего фиксировались простои автобусов в ремонте и перерасход бензина. Михаил Степанович разработал целую науку организации рабочего места. В борьбе за качество он требовал точного соблюдения технологии ремонта и регулировки карбюраторов, бензонасосов. Сам он, работая на регулировке топливной аппаратуры, добился ежегодной экономии горючего в 1,2 тысячи литров. Постепенно число рекламаций на некачественный ремонт снижалось, карбюраторному цеху было присвоено почетное звание «Коллектив коммунистического труда».
После этого М.С. Кутузов возглавил медный цех, где начал с реконструкции оборудования: внедрил электроразогрев паяльников, смонтировал уникальный стенд для ремонта и диагностики радиаторов, соорудил станок для производства дефицитных заклепок и устройство для запуска двигателей в морозы. Его рационализаторские предложения дали большой экономический эффект, за что Михаил Кутузов был удостоен премии Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
В 1959 году на XXI съезде КПСС был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР.
Главными задачами семилетки провозглашались развитие производительных сил, подъем всех отраслей экономики, значительное повышение уровня жизни населения. Особое внимание уделялось развитию наиболее современных и высокотехнологичных производств, куда входила и транспортная отрасль. Сталинградские транспортники и, в том числе Михаил Кутузов, активно включились в выполнение планов семилетки, показали высокие результаты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года «за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Кутузову Михаилу Степановичуприсвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Уйдя на пенсию, Михаил Степанович не остался без дела, а работал шофером-наставником в Кировском филиале пассажирского автопредприятия № 4.
Его трудолюбие, ответственное отношение к делу, внимание к товарищам не остались незамеченными: М. С. Кутузов избирался депутатом Волгоградского областного и районного Советов депутатов трудящихся.
Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, многими медалями, в том числе, боевыми. Так медали «За оборону Сталинграда» он удостоен согласно приказу от 22 декабря 1942 года, когда еще никто не знал дату окончания жестокой битвы.