С Музыкой работа всегда спорилась
Герой труда: Музыка Яков Кириллович
Район: Волжский
Проект «Герои Труда Волгоградской земли» областного Совета профсоюзов, который стал одним из победителей регионального грантового конкурса, ставит своей целью сохранение исторической памяти и увековечивание славы Героев Труда – жителей Волгоградской области, награжденных высшими наградами за особые трудовые заслуги. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о Героях Труда.
Яков Кириллович Музыка родился 4 ноября 1919 года, после окончания школы работал трактористом. В двадцать лет был призван в Красную Армию, направлен на курсы шоферов. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован в Магнитогорск, работал в тылу.
В мирное время Яков Музыка трудился водителем грузовика-полуторки в зооветтехникуме станицы Нижний Чир Сталинградской области. Но вдруг сорвался вместе с семьей на великие стройки Сталинграда. Сначала на канал Волга – Дон: где летом — зной и песчаные бури, а зимой — вьюга и снежные заносы. Несмотря на усталость, после трудового дня он всегда оставался в гараже, чистил свой ЗиЛ-585, готовил его к завтрашнему дню.
Когда на севере Сталинграданачалось строительство комплекса гидроэлектростанции (ныне Волжской ГЭС), Яков Музыка переехал в поселок Волжский, где поселился в одной из юрт, поставленных для семейных работников. В августе 1953 года строители начали рыть котлован ГЭС, а через год с небольшим в составе сборной бригады Я. К. Музыка возил туда первый бетон.
В 4-ю автоколонну «Сталинградгидростроя», где он работал, была прислана партия новых автомобилей ЗиЛ-585, один из них получил передовик Музыка. Тогда по нормам автомобилю полагался капитальный ремонт через 105 тысяч километров пробега. Но Яков Кириллович взял обязательство: пройти на своем самосвале без капремонта 250 тысяч километров.
Вскоре у него появились ученики и последователи. В автоколонне была создана комиссия общественного смотра автомобилей. Вместе с другими опытными водителями Яков Кириллович дважды в месяц оставался после работы в гараже, осматривал машины, указывал шоферам даже на мелкие неполадки. Так с каждым месяцем все больше автомобилей получали отличные оценки. Некоторые водители прошли без капитального ремонта более 250 и даже более 310 тысяч километров.
Сам же Музыка намного перевыполнил свое обязательство: капремонт был сделан его самосвалу, когда спидометр показывал уже 477 тысяч километров пробега! Таким образом он сэкономил тысячи рублей на ремонтах и авторезине.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1961 года «за выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Сталинградской гидроэлектростанции, большой вклад, внесенный в разработку и внедрение новых технических решений и прогрессивных методов труда в строительстве гидросооружений, линий электропередачи и монтаже оборудования», Музыке Якову Кирилловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
До самой кончины в 1996 году он проживал в городе Волжском.