Основы взаимодействия профсоюзов с работодателем
Взаимодействие профсоюзов с работодателями основывается на принципах социального партнерства и диалога между сторонами.
Профсоюзы и работодатели вступают в коллективные переговоры для обсуждения и решения вопросов, связанных с условиями труда, заработной платой, рабочим временем, социальными льготами и другими аспектами трудовых отношений. Целью коллективных переговоров является достижение соглашения, которое учитывает интересы обеих сторон.
Профсоюзы и работодатели стремятся к установлению социального партнерства, основанного на взаимном уважении, доверии и сотрудничестве. Они признают важность сотрудничества для достижения общих целей, таких как повышение производительности, улучшение условий труда и обеспечение благосостояния работников.
Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добиваясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизованном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов. Также при заключении соглашений на разных уровнях, при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой является профсоюзный орган как представитель работников) по регулированию социально-трудовых отношений обсуждает и апробирует проекты многих нормативных актов о труде.
Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения установленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.
Работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства работников.
Профсоюзный орган в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим предложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к соглашению путем совместных консультаций (ч. 3 ст. 372 ТК).
Таким образом, кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия – на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.
При недостижении согласия (это оформляется протоколом) работодатель вправе принять локальный акт в собственной редакции, но он может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гострудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту локального нормативного акта делает юридическим фактом — основанием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разрешения согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллективных трудовых спорах.
Такое одновременное разрешение коллективного трудового спора о принятии работодателем (вопреки мнению профсоюзного органа) локального нормативного акта, хотя и заставляет работодателей считаться с мнением профсоюзного органа, но оно может создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудового спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии.
Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетенции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения. Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.
Профсоюзы как наиболее массовая организация трудящихся вышли за рамки представительства интересов только членов профсоюзов. Они стали представлять интересы всех рабочих и служащих, тем самым косвенно представляя интересы и членов их семей.
Таким образом, профсоюзы выступают как одна из наиболее представительных организаций общества. Профсоюзы и работодатели консультируются друг с другом по вопросам, касающимся изменений в трудовом законодательстве, организации производства, условий работы и других аспектов трудовых отношений. Они стремятся достичь согласия и сформировать успешную и эффективную рабочую среду.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук