О некоторых вопросах правового регулирования защитной функции профсоюзов на современном этапе
Защитную функцию профсоюзов можно определить как основное направление деятельности профсоюзов по реализации предоставленных им законом прав и исполнению обязанностей по защите социально-трудовых прав и интересов граждан - членов профсоюзов. Формы реализации указанной функции многообразны. Это и участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, и осуществление профсоюзного контроля, и участие профсоюзов в досудебной и судебной форме защиты прав граждан.
Упоминание о профсоюзах в Конституции Российской Федерации страны свидетельствует прежде всего об их особом статусе как самой массовой общественной организации. В целом же правовые основы деятельности профсоюзов определены специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 № 10-ФЗ. Статья 2 указанного Закона определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Следовательно, основной функцией профсоюзов является защитная функция.
В содержание правовой защиты как юридической деятельности входит правотворческая и правоприменительная деятельность. Правотворческая деятельность профсоюзов в рамках осуществления ими защитной функции на федеральном уровне выражается в виде участия в разработке предложений по проектам законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников (ст. 11 Закона о профсоюзах). На уровне субъектов Российской Федерации за профсоюзами закреплены более широкие права в рамках правотворческой деятельности. В частности, практически все региональные законы о профессиональных союзах содержат право на законодательную инициативу.
Следующим элементом правозащитной деятельности профсоюзов является их правоприменительная деятельность, заключающаяся в применении юридических норм с целью охраны и защиты прав и интересов членов профсоюза, а в отдельных случаях и всего населения в целом. Правозащитная деятельность профсоюзов как правовое поведение не носит характера государственно-властного повеления. Она выражается в своеобразной форме саморегуляции как индивидуального, так и коллективного поведения.
Анализируя понятие правозащитной деятельности профсоюзов с точки зрения правового регулирования, необходимо обратить внимание на механизм правовой защиты. Из анализа этого понятия можно сделать вывод о том, что его содержание составляют три элемента: охрана прав; юридическая помощь и защита прав.
Одной из форм реализации профсоюзами защитной функции является социальное партнерство. Социальное партнерство как общественно-политический и правовой феномен является достаточно новым для российской действительности. В настоящее время в России происходит становление социального партнерства как социального института, как межотраслевого правового института и как института трудового права.
Как межотраслевой правовой институт социальное партнерство позволяет реализовывать особый тип регулирования общественных отношений не только в сфере труда, но и в большинстве социально значимых сфер, включая важнейшую из них - экономическую. Основной целью социального партнерства в этом случае является не только достижение социального соглашения на основе компромисса интересов работников, работодателей и государства, но и стабильное развитие демократического, правового, социального гражданского общества.
В сфере профсоюзов социально партнерство регулируется разделом 2 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ), который устанавливает формы и стороны социального партнерства. Но необходимо отметить нечеткость формулировок ТК РФ в части, определяющей процедуру формирования представительного органа работников. На практике процедура определения представителей от работников вызывает некоторые трудности. Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в профсоюзном движении, тем не менее, во многих организациях сохраняется ситуация, когда членами одной и той же профсоюзной организации являются как непосредственно наемные работники, так и управляющий персонал, вплоть до генеральных директоров акционерных обществ. Такое положение прямо противоречит ст.2 Конвенции МОТ, №98 1949г. «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», которая закрепляет запрет на вмешательство в деятельность организаций трудящихся со стороны предпринимателей. Следовательно, участие членов администрации, т.е. представителей работодателя в трудовых отношениях, в общем собрании (конференции), определяющей представителей от работников в отношениях социального партнерства является неправомерным.
Кроме того, российское законодательство допускает возможность представлять интересы работников органам, отличным от профсоюзных. Так, например, форма расчетного листа (ч.2 ст.136 ТК РФ), системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст. 144 ТК РФ) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Очевидно, вводя понятие представительного органа работников, законодатель не был до конца последователен. Действительно, не ясен сам статус «представительного органа работников».
Одно из замечаний касается гарантий прав профсоюзов. Статья 26 Закона о профсоюзах определяет, что освобожденным профсоюзным работникам после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа. На наш взгляд, эту проблему можно решить следующим образом. Необходимо закрепить в Законе о профсоюзах и в ТК РФ норму, предусматривающую, что с работником, принятым на место освобожденного профсоюзного работника, заключается срочный трудовой договор, как это предусмотрено, например, в отношении депутатов Государственной Думы РФ.
Следует также отметить, что п. 1 ст. 30 Закона о профсоюзах предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах. В то же время приходится констатировать, что ни административная, ни уголовная ответственность именно за нарушение прав профессиональных союзов до настоящего времени не предусмотрено. Как кажется автору, общие нормы статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не могут в должной степени обеспечить возложенные на профсоюзы задачи. Уголовный Кодекс до сих пор не содержит подобной ответственности. Такое положение нельзя признать оправданным, так как нарушается целостность правовой системы, что в ряде случаев порождает безнаказанность работодателей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, предусмотренных действующим законодательством.
Профсоюз, как общественная организация, созданная для защиты интересов и прав граждан, также обладает правом на судебную защиту. Роль суда в защите трудовых прав граждан заключается в поддержании законности, а также в привлечении к ответственности за неправомерное поведение.
Поэтому возникает вопрос о целесообразности формирования трудовой юстиции в Российской Федерации: специализированных трудовых судов или специальных судебных составов в рамках судов общей юрисдикции. Особенности судопроизводства по трудовым делам могут быть установлены либо путем введения в ГПК РФ специального раздела, посвященного трудовым спорам, либо даже путем принятия Трудового процессуального кодекса РФ.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук