Понятие локального нормативного акта и порядок его принятия
В процессе работы организации (вне зависимости от рода и вида ее деятельности) всегда возникает масса вопросов, требующих регулирования на месте, с учетом специфики и особенностей деятельности соответствующего субъекта. Эти вопросы могут быть как чисто управленческими - определяющими, например, порядок взаимодействия подразделений юридического лица, или техническими (такими как регламент проведения технических осмотров зданий и сооружений), так и организационными - в сфере труда, регулирующими трудовые отношения. На рассмотрении внутренних нормативных актов, регулирующих именно трудовые отношения, мы и остановимся в данной работе.
Как следует из ст. 8 ТК РФ, к локальным нормативным актам следует отнести акты, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из числа работодателей, имеющих право принимать локальные нормативные акты, законодатель исключил работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Соответственно, все остальные работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, вправе, а в некоторых ситуациях - обязаны принимать соответствующие локальные акты.
Не останавливаясь подробно на исследовании природы локального нормативного акта, отметим, что это акт нормотворчества работодателя, осуществляемый им в установленных законом пределах и порядке.
Пределы локального нормотворчества работодателя ограничены требованием закона не ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Таким образом, к локальному нормотворчеству работодателя отнесены права по регламентации трудового процесса, технологическое регулирование процессов производства и установление локальных правовых норм, уточняющих или улучшающих положение работников по сравнению с установленным законом (в том числе нормативными актами субъектов РФ).
Еще одним ограничением нормотворческой инициативы работодателя является установление определенного порядка принятия указанных актов.
Одним из самых распространенных вопросов, возникающих в связи с принятием локальных нормативных актов, является соблюдение порядка взаимодействия с представительным органом работников.
Статьей 8 ТК РФ допускаются два (а фактически - три) варианта взаимодействия работодателя с представительным органом работников:
1) учет мнения представительного органа работников;
2) согласование с представительным органом работников;
3) самостоятельное принятие работодателем локального нормативного акта.
Можно предположить, что в тех случаях, когда первые два варианта о необходимости согласования не предусмотрены, работодатель самостоятелен в своем праве издавать локальные нормативные акты и не обязан каким-либо образом взаимодействовать при их принятии с представительным органом работников.
Представительным органом работников, исходя из содержания ст. 29 ТК РФ, следует считать первичную профсоюзную организацию или иных представителей, избираемых работниками.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Однако далеко не всегда работники объединяются в профсоюз по тем или иным причинам. Достаточно часто встречаются ситуации, когда работники, работающие у конкретного работодателя, не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. В этом случае согласно ст. 31 ТК РФ на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Итак, работники могут принять участие в локальном нормотворчестве как через профсоюзную организацию, так и путем избрания собственного представительного органа для согласования локальных нормативных актов.
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
старший преподаватель кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Юлия Каюшникова