Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню

Учет мнения представительного органа работников

11 января 2024, Четверг
54
0

 

Часть 2 ст. 8 ТК РФ определяет, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов утвержден ст. 372 ТК РФ.
Согласно указанной статье работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Как мы видим, работодатель, несмотря на обязанность учитывать мнение представителей работников, не обязан однозначно следовать высказанному работниками мнению. Если работодатель не согласен с требованиями работников, он может принять локальный акт, несмотря на отсутствие согласия со стороны представителей работников. Однако само по себе соблюдение процедуры учета мнения строго необходимо.
Так, суд, оставляя в силе предписания органов государственной инспекции труда, подчеркнул, что локальные нормативные акты, в том числе устанавливающие системы оплаты труда, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Оценивая доводы административного истца о соблюдении им требований ч. 1 ст. 372 ТК РФ при издании приказа от 13.11.2018, которым с 1 декабря 2018 г. введены новые ключевые показатели эффективности работы для премирования отдельных профессий по Типовому положению о премировании работников филиалов акционерного общества «Ж.» за результаты производственно-хозяйственной деятельности, суд пришел к выводу о том, что приложение к данному приказу утверждено работодателем 1 ноября 2018 г., т.е. до даты направления обращения работодателя от 09.11.2018 в профсоюзный орган для согласования, и данный факт также является очевидным нарушением ч. 1 ст. 372 ТК РФ.
Обязательный учет мнения представительного органа работников необходим при:
•    утверждении порядка проведения аттестации работников путем принятия локального нормативного акта (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
•    утверждении локальным нормативным актом перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ч. 1 ст. 101 ТК РФ);
•    составлении графиков сменности в порядке принятия локального нормативного акта (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);
•    принятии локального нормативного акта, устанавливающего системы оплаты труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
•    утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);
•    утверждении размеров повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ);
•    утверждении в локальном нормативном акте конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 2 ст. 153 ТК РФ);
•    утверждении в локальном нормативном акте конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ч. 3 ст. 154 ТК РФ);
•    принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 162 ТК РФ);
•    утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 190 ТК РФ);
•    утверждении локального нормативного акта, закрепляющего формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ч. 3 ст. 196 ТК РФ);
•    принятии локального нормативного акта, которым устанавливаются нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ч. 2 ст. 221 ТК РФ).
Неоднозначная формулировка содержится в ч. 4 ст. 297 ТК РФ, устанавливающей, что порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Строго говоря, буквальное толкование данной нормы позволяет говорить о том, что мнение иного представительного органа, не профсоюзного, учитывать не обязательно. Однако полагаем, что при принятии подобного акта и при наличии у работодателя иного, не профсоюзного, представительного органа работников мнение этого органа учитывать целесообразно.

Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить

Похожие материалы:

26 марта 2013, Вторник
юридическая консультация
Мнение профсоюза имеет вес
14 июля 2023, Пятница
Мнение профсоюза имеет вес
20 февраля 2014, Четверг
юридическая консультация
Добавить комментарий
Комментарии (0)