Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » Требования к вежливости и недопустимости грубости на рабочем месте

Требования к вежливости и недопустимости грубости на рабочем месте

26 февраля 2024, Понедельник
94
0

Трудовое законодательство РФ обязывает работников надлежащим образом выполнять возложенные на них трудовые обязанности и предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной ответственности лиц при ненадлежащем их выполнении. Однако много вопросов вызывает не качество самого труда, не выполнение обязанностей по своевременному приходу и уходу на работу, а поведение на рабочем месте, соответствующее моральным критериям, законодательно не закрепленным (вежливое общение с коллегами и клиентами, недопустимость использования бранных слов и ненормативной лексики и т.п.), соблюдение этических норм.
Минтруд России (письмо от 16.09.2016 N 14-2/В-888) указал, что если в правилах внутреннего трудового распорядка (далее также ПВТР), локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия. Работник должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью (ст. 22 ТК РФ).
Подтверждение возможности потребовать от работников вежливого поведения на работе можно найти в судебных актах. Так, контролер отдела по организационной работе с посетителями О. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей и нарушением ПВТР, выразившихся в грубом и неуважительном (некорректном) поведении по отношению к руководителю отдела творческих коллективов и клубных формирований. Судом установлено, что при осуществлении проверки деятельности контролеров начальником отдела С. в адрес О. было сделано замечание, что ею не у всех участников творческих коллективов проверяются пропуска. На данное замечание О. ответила: «Если не верите, то проверяйте сами». В объяснении О. обстоятельства произошедшего не оспаривала, указала, что учтет свою ошибку, в дальнейшем будет более корректной.
Суд указал, что в соответствии с должностной инструкцией контролер в своей работе руководствуется ПВТР. Контролер должен уметь общаться с людьми, быть коммуникабельным. Согласно ПВТР работники учреждения обязаны уважительно относиться к посетителям учреждения, обеспечивать высокую культуру их обслуживания, а также уважительно относиться к другим работникам и администрации. В Кодексе этики служебного поведения закреплено правило, что в служебном поведении работника недопустимы грубость, проявления пренебрежительного тона, заносчивость, предвзятые замечания, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Суд сделал вывод о нарушении О. требований локальных нормативных актов ответчика (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.10.2017 N 33-17652/2017).
Суды не поддерживают мнение работодателей, что вежливость должна быть присуща работникам сама по себе и дополнительно устанавливать ее критерии и обязанность их соблюдать - нет необходимости. Поскольку привлечение к дисциплинарной ответственности возможно только за совершение дисциплинарного проступка, а именно - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ), соответственно, с обязанностью придерживаться правил корректного поведения работника также следует ознакомить.
Во избежание возможных недоразумений или затруднений квалификации поступков работников следует в ПВТР предусматривать четкие рекомендации относительно того, что поведение работника как с клиентами, так и с коллегами должно соответствовать общепринятым нормам вежливости, недопустимости грубости и хамства, разговоров на повышенных тонах и т.п. 
Работники должны проявлять уважение к коллегам, начальству и посетителям рабочего места, без различия на основе пола, расы, вероисповедания, возраста, национальности и прочих категорий. Необходимо обращаться к коллегам с тактичностью и осторожностью, избегая использования оскорблений, унижений или неподобающих комментариев.
Сотрудники должны вести себя вежливо, проявлять доброжелательность и доброту во взаимодействии с другими людьми.
Работники должны соблюдать профессиональные стандарты и регламенты, предусмотренные для данного рабочего места, включая соблюдение правил конфиденциальности, безопасности и этики. Вежливое общение на рабочем месте включает умение внимательно слушать и уважать мнения и идеи других коллег.
Грубое поведение, которое целенаправленно подавляет или ущемляет других сотрудников, является неприемлемым и не должно иметь место на рабочем месте.
Критика должна быть конструктивной и вежливой, не вызывающей стыда или унижения у сотрудников.
Поддержание вежливости и предотвращение грубости на рабочем месте способствует созданию здоровой и продуктивной рабочей среды, где каждый сотрудник может чувствовать себя уважаемым и ценным.


Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)