Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » Воздействие государства на трудовые ресурсы на рынке труда

Воздействие государства на трудовые ресурсы на рынке труда

04 апреля 2024, Четверг
4
0

Цель государственного регулирования отношений на рынке труда закрепляется в законодательстве о занятости населения как федерального, так и регионального уровней.
С точки зрения трудового права формами воздействия государства на спрос и предложение на трудовые ресурсы на рынке труда в рамках правового регулирования отношений занятости и трудоустройства и отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников являются:
1) учет многоуровневого характера регулирования отношений занятости и трудоустройства. В систему источников правового регулирования отношений на рынке труда входят: международные акты, трудовое законодательство РФ, акты субъектов Федерации, а также иные акты, содержащие нормы трудового права;
2) обеспечение реализации принципа права на труд и защиты граждан РФ от безработицы в целях достижения полной и продуктивной занятости;
3) определение целей и задач государственной политики занятости;
4) закрепление правового статуса безработного;
5) осуществление действий по устранению дискриминации при трудоустройстве с особым акцентом на трудоустройство особых категорий граждан, нуждающихся в поддержке на рынке труда;
6) организация эффективного функционирования органов службы занятости;
7) антикризисные меры Правительства, направленные на поддержку национального рынка труда в современных условиях импортозамещения товаров и услуг;
8) учет специфики правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства;
9) акцент на ученический договор как основной инструмент подготовки работника.
Субъектами отношений на рынке труда являются потенциальные работники, работодатели и органы службы занятости, а также лица, заключившие ученический договор.
Характерно, что в ТК РФ нет такого понятия, как потенциальные работники. В ст. 381 ТК РФ используется термин «лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем», что, на наш взгляд, равнозначно дефиниции «потенциальные работники».
Вместе с тем все же уместнее использовать понятие «потенциальные работники», так как оно идет в прямой увязке с рынком труда (Модельный закон о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда).
В систему источников правового регулирования занятости и трудоустройства в РФ входят как международные акты, так и акты национального законодательства.
Международные акты, касающиеся вопросов занятости населения, ратифицированные РФ, подразделяются, в свою очередь, на акты универсальных международных организаций и акты региональных международных организаций.
К первой группе относятся: Всеобщая декларация прав человека (принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 г.), Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция № 111, принята 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральной конференции Международной организации труда), Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182, принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 г.), Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (Конвенция № 138, заключена в г. Женеве 26 июня 1973 г.), Конвенция № 122 Международной организации труда о политике в области занятости (заключена в г. Женеве 9 июля 1964 г.).
В Конвенции № 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» отмечается, что эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы: (a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; (b) такая работа была как можно более продуктивной; (c) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития, взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
В Рекомендации № 83 Международной организации труда «Об организации службы занятости» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г. на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) отмечается особая роль государственной службы занятости в области регулирования отношений на рынке труда.
Кроме того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции РФ).
Конституционные принципы определяют содержание ряда положений ТК РФ, которые оказывают влияние на правовое регулирование отношений занятости и трудоустройства и связаны с рынком труда.
В основе регулирования отношений на рынке труда лежит также и ряд основополагающих принципов, закрепленных в ТК РФ: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
старший преподаватель кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Юлия Каюшникова

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)