Основания и порядок принятия локальных нормативных актов работодателем
Исходя из существующего правового регулирования можно выделить три возможных варианта разработки и принятия локального нормативного акта:
- единолично работодателем (в тех случаях, когда законодатель не устанавливает нормы об учете при принятии соответствующего локального нормативного акта работодателя мнения представительного органа работников или при отсутствии такого представительного органа);
- с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации) (ст. 372 ТК РФ);
- по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). В этом случае локальный нормативный акт не может быть утвержден без согласия соответствующего представительного органа.
Кроме того, особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 ТК РФ с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров»).
В ч. 2 ст. 8 ТК РФ указано, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
В той же время ст. 372 ТК РФ устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Однако, как следует из ч. 2 ст. 29, 30 и 31 ТК РФ, интересы работников при реализации права на участие в управлении организацией могут представлять как первичная профсоюзная организация, так и иные представители, избираемые работниками.
Определенную сложность представляют также ситуации, когда интересы работников представляют несколько первичных профсоюзных организаций. Каким образом работодателю определить надлежащий порядок действий по учету их мнения?
Из буквального прочтения ч. 1 ст. 372 ТК РФ следует сделать вывод, что проект локального нормативного акта и обоснование по нему должны направляться работодателем в выборный орган такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. Судебная практика подтверждает указанный вывод (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 11 июля 2014 г. по делу № 33-3806/2014).
В судебной практике есть примеры, когда суд, установив отсутствие профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, сделал вывод о том, что работодатель не должен согласовывать свой локальный нормативный акт с профсоюзной организацией, не объединяющей более половины работников работодателя. Однако такой формально-юридический подход вряд ли может привести к надлежащему представительству интересов работников при принятии важнейших актов, касающихся их трудовых прав. Поэтому законодателю необходимо устранить существующий пробел в правовом регулировании и предусмотреть такой механизм, который обязывал бы работодателя направлять проект локального нормативного акта и представительному органу, объединяющему менее половины работников организации (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 29 июля 2015 г. № 33-2209).
В соответствии с ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:
• с истечением срока действия;
• отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
• вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Полномочия по принятию и подписанию локального нормативного акта могут быть делегированы руководителем иным лицам.
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук