Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » История рассмотрения трудовых споров в России начала советского периода

История рассмотрения трудовых споров в России начала советского периода

13 января 2025, Понедельник
401
0

В 1917–1918 гг. в законодательстве о труде сначала не было законодательных актов, специально посвященных порядку разрешения трудовых споров. На предприятиях и в учреждениях стихийно, явочным порядком стали возникать примирительные камеры, третейские суды, конфликтные комиссии и другие органы аналогичного характера.
Значительная роль отводилась профсоюзам и фабрично-заводским комитетам (в 1918 г. последние слились с профсоюзами, став их низовыми ячейками), широко был распространен коллективно-договорной метод регулирования трудовых отношений.
Однако несмотря на то, что советская власть в первые же дни своего существования издала ряд законов, на практике в первое время они еще долго не применялись. Кроме того, стала быстро меняться и сама политическая обстановка в стране, что потребовало не только введения декларативных законов, но и указаний практического их применения. Под влиянием этих условий трудовое законодательство должно было принять совершенно иной характер.
В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде — первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода конституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советского трудового права. Он подытожил законодательство о труде первого года советской власти.
Первый советский Кодекс законов о труде (далее – КЗоТ) 1918 г. не имел самостоятельного раздела о порядке разрешения трудовых споров, но содержал ряд статей, предусматривавших возможность обращения в профсоюзы и отделы труда для разрешения конфликтов. Весьма существенные коррективы в регулировании трудовых отношений были внесены декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 17 июня 1920 г., носившим название «Общее положение о тарифе» с подзаголовком «Правила об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств РСФСР». Подписанный В.И. Лениным декрет имел весомое значение, и по сути являлся новым сводом трудового законодательства.
В «Общем положении о тарифе» так же, как и в первом КЗоТе, не содержалось специальной главы об органах, которым надлежало разрешать трудовые споры, не было указаний и о порядке разрешения трудовых споров. Поэтому на практике стороны руководствовались соответствующими нормами КЗоТа 1918 г., посвященными порядку разрешения трудовых споров.
К концу 1921 г. назрела необходимость установить строго регламентированный порядок разрешения трудовых споров. Особенно остро требовалось урегулировать вопрос о разрешении споров, возникавших между администрацией предприятий и профсоюзными организациями при заключении, и выполнении коллективных договоров.
Споры при заключении коллективных договоров, касавшиеся по преимуществу установления новых условий труда, разрешались на практике в порядке примирительно-арбитражного разбирательства. 18 января 1922 г. Совнаркомом было принято постановление «О порядке разрешения конфликтов, возникающих на почве применения труда в негосударственных предприятиях и учреждениях». Постановлением предусматривалось, что такие конфликты подлежали разрешению Народным комиссариатом труда (НКТ) и его местными органами, в связи с чем при НКТ и его органах на местах необходимо было учреждение конфликтных комиссий для разрешения трудовых споров. Конфликтные комиссии действовали в течение года и в целом зарекомендовали себя с положительной стороны, прежде всего за счет доступности для граждан и оперативного рассмотрения поступавших обращений. В начале 1920-х гг. в специализированных изданиях по труду конфликтные комиссии позиционировались как «судебные органы, разрешающие трудовые конфликты», как органы, которые «по своей компетенции должны приравниваться к Народным судам (по гражданским делам)». Но в итоге единственным принудительным органом по трудовым спорам, согласно КЗоТу 1922 г., стали особые сессии народного суда.
Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный постановлением ВЦИК 30 октября 1922 г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918 г., новый КЗоТ РСФСР существенно отличался от своего предшественника как по структуре, так и по содержанию и, кроме всего прочего, действовал дольше остальных советских актов подобного рода.
Новый КЗоТ 1922 г. закреплял два способа разрешения трудовых споров: либо в принудительном судебном порядке (в особых сессиях народных судов), либо в порядке примирительного третейского разбирательства (в расценочно-конфликтных комиссиях (РКК), примирительных камерах и третейских судах). В РКК рассматривались споры между рабочими и администрацией предприятия связанные с толкованием и применением трудовых и коллективных договоров. Примирительные камеры являлись органами по выработке примирительных предложений. В случае если соглашение не достигалось, дело передавалось в третейский суд, решение которого было окончательным. Трудовые сессии народных судов рассматривали все индивидуальные трудовые споры, которые не были направлены на рассмотрение в примирительные камеры, также ими рассматривались все уголовные дела по обвинению в нарушении КЗоТ. Данный порядок разрешения трудовых споров действовал до середины 1930-х гг. 
Вслед за введением в действие КЗоТа 1922 г. были разработаны и утверждены новые положения о предусмотренных в нем органах по рассмотрению трудовых споров; созданы специальные судебные органы — трудовые сессии народных судов, трудовая прокуратура и др. По существу, с принятием КЗоТа 1922 г. в системе органов, разрешавших трудовые споры, была проведена основательная реформа.
В итоге назрела необходимость создать новый документ, учитывавший все недостатки существующего порядка рассмотрения трудовых споров.


Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
старший преподаватель кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Юлия Каюшникова

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)