Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » История рассмотрения трудовых споров в России досоветского периода

История рассмотрения трудовых споров в России досоветского периода

13 января 2025, Понедельник
126
0

Трудовые споры — неисчерпаемое явление. Актуальность трудовых взаимоотношений возрастает с течением времени, следовательно, требуется постоянное усовершенствование законодательства и строгость его исполнения, а также правильность применения его норм. Исторический аспект изучения проблем урегулирования индивидуальных трудовых споров в России заслуживает пристального внимания, так как любые пробелы в социальной политике приводят к трудовым конфликтам. Анализ правовых норм прошлых лет способен помочь законодателю разработать эффективный механизм, который будет отражать реалистичные тенденций развития трудовых отношений. Выявление же конкретных объективных и субъективных условий возникновения трудовых споров направляет на устранение их негативных последствий.
Право на индивидуальные трудовые споры принадлежит к числу важнейших социальных прав человека и закреплено в части 4 статьи 7 Конституции России. Однако данная конституционная норма возникла не сразу и является результатом длительного развития отечественного законодательства о труде. 
Оценить возможности правового регулирования труда, выявить его достоинства и недостатки невозможно без анализа состояния трудового законодательства в определенные периоды политической истории страны.
В царской России как такового «законодательства о труде», которое бы охватывало всех рабочих по найму, не было. Были лишь отдельные законы для фабрично-заводских и горнозаводских предприятий и отдельные законы, достаточно ограниченные, регулирующие условия труда на ремесленно-кустарных, торговых и тому подобных предприятиях. Труд рабочих и работниц в домашнем и сельском хозяйстве никакими законами не регулировался. Наиболее полным было законодательство о труде на фабрично-заводских предприятиях, но всяких ограничений и исключений в дореволюционном законодательстве было гораздо больше, чем самих правил.
На этом этапе, охватившем период с 1860-х гг. до 1917 г., внимание уделялось судебному и административному разрешению индивидуальных трудовых споров. Трудовые споры рассматривались судебной системой (от окружных судов до Правительствующего сената). Производство по трудовым делам велось в соответствии с процедурой гражданского судопроизводства того времени, с характерными ему длительностью, сложностью и дороговизной. Наконец, сами окружные суды не были приспособлены к рассмотрению трудовых споров в силу незнакомства с внутренними порядками на предприятиях и реальным характером взаимоотношений работников и работодателей. Введение специализированных промышленных (трудовых) судов, с выборными судьями поровну от фабрикантов и рабочих, которые создавались в 1866 и 1906 гг. так и не было реализовано. Административным органом, выполнявшим роль профилактики трудовых споров, выступала фабричная инспекция, учрежденная в 1882 г., а также ее местные органы.  Выработанные российской наукой положения о примирительно-третейском разбирательстве трудовых конфликтов в России до 1917 г. не обрели форму законов и не увидели свет, а оставались исключительно в виде законопроектов. 
Второй этап в правовом регулировании индивидуальных трудовых споров в России можно датировать 1917–1991 гг. Он характеризовался широким внедрением новых, альтернативных судебным, органов и процедур, призванных разрешать трудовые конфликты. Февральская революция 1917 г. привела к двоевластию, в результате которого законотворческие функции выполняли два органа: Временное правительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и Советы рабочих и солдатских депутатов, которые издавали постановления и распоряжения, относившиеся в том числе и к правовому регулированию труда, а также заключали с организациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована Временным правительством.
В марте 1917 г. было заключено соглашение между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов, в связи с которым были учреждены два новых для России органа: фабричные комитеты и заводские (местные) примирительные камеры, а также были созданы Центральные примирительные камеры для всех профсоюзов, по одной в Петрограде и в Москве. Фабрично-заводские комитеты представляли интересы рабочих перед администрацией и владельцами предприятий, а также в столкновениях с правительственными учреждениями. Примирительные камеры формировались на паритетных началах рабочими и предпринимателями. Решение заводских камер могло быть обжаловано в Центральную камеру, решение которой было обязательно для спорящих сторон. 
Временное правительство подготовило законопроект о примирительных учреждениях, согласно которому примирительно-посреднические процедуры объявлялись добровольными и обращение в них осуществлялось соглашением сторон. В марте 1917 г. был создан Отдел труда в составе Министерства торговли и промышленности, а с мая 1917 г. его функции были переданы вновь учрежденному Министерству труда. Новое министерство создавалось в целях подготовки реформы трудового законодательства, надзора за безопасностью труда и других. На местах Министерство труда представляли его комиссары, одной из задач которых являлась организация примирительных камер и третейских судов. 
В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах, создаваемых для разрешения трудовых конфликтов. Третейские суды, так же как и примирительные камеры, создавались на паритетных началах и были второй инстанцией при разрешении трудовых споров. Если примирительная камера не могла разрешить спор, дело рассматривал третейский суд. Решения третейского суда как высшей примирительной инстанции были обязательными. Однако допускалась возможность обращения еще и в Центральную примирительную камеру. 
После Октябрьской революции 1917 г. большевики формально отменили большую часть законов, существовавших до октября 1917 г. Советская власть без промедления стала формировать новое трудовое законодательство. Одним из основных лозунгов Октябрьского переворота было провозглашение равенства всех участников трудовых отношений. В основу советского законодательства о труде были положены как требования международного рабочего класса, которые выставлялись на международных конгрессах, так и требования непосредственно рабочего класса России, а именно: 8-часовой рабочий день, 42-часовой непрерывный отдых, полная охрана труда детей, подростков и женщин, полное социальное страхование за счет нанимателей и пр. 
В середине 1918 г. была проведена реорганизация конфликтных органов, созданных Министерством труда Временного правительства. Эта функция почти всецело перешла к созданным в то время отделам труда при исполкомах местных советов как структурным подразделениям Народного комиссариата труда (НКТ), действовавшим на основании Положения об отделах труда. На последние возлагалась обязанность создавать примирительные камеры и третейские суды, которые стали возникать явочным порядком при отсутствии законодательной базы.

Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)