Единство целей
В декабре прошлого года в Москве прошел внеочередной съезд и Пленум ЦК Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В ходе этих мероприятий произошел ряд серьезных структурных изменений, в том числе в аппарате ЦК. Одним из ключевых вопросов съезда явилось утверждение федеральных соглашений по автотранспорту и дорожному хозяйству на 2013-2016 годы и плана работы отраслевого профсоюза на 2014 год.
Логичным продолжением реализации намеченной на федеральном уровне программы Общероссийского профсоюза стал прошедший VIIпленум областной организации.
Усилить контроль
Важный этап в жизни областной организации - работа над проектом нового варианта «Регионального отраслевого соглашения по автотранспорту на 2014-2016 годы». Оно было подписано в декабре прошлого года. Много дискуссий вызвал вопрос о минимальной заработной плате. В итоге был принят вариант, приемлемый как для работников, так и для работодателей.
Константин Ермощенко призвал первичные профсоюзные организации предприятий активнее включаться в работу по внесению изменений и дополнений в коллективные договора.
- Хорошо и грамотно составленный коллективный договор на предприятии – основа позитивных взаимоотношений между работниками и работодателем, - отметил руководитель областной организации. – Колдоговор способствует созданию здорового морального климата в трудовых коллективах. Минимум дважды в год желательно рассматривать колдоговор коллегиально, организовывать совместные встречи работников и администрации, вносить изменения, направленные на улучшение условий труда.
В 2013 году были проведены комплексные проверки предприятий отрасли силами технической инспекции труда областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и технических инспекторов облсовпрофа. Усиление общественного контроля профсоюза за вопросами охраны труда и техники безопасности в прошлом году привело к снижению случаев производственного травматизма в отрасли на региональном уровне. Эта работа приобретает особое значение в связи с тем, что Минтруд РФ разработал проект ФЗ «О порядке специальной оценки условий труда», который позволит определять индивидуальные профессиональные риски работников на основе идентификации опасностей. Результаты специальной оценки условий труда будут использованы как для установления размеров гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, так и для определения размеров дополнительных отчислений на пенсионное страхование данных работников.
В 2014 году Минтруд России планирует разработать правила по охране труда в ряде отраслей, включая автомобильный транспорт. Это связано с тем, что действующие правила охраны труда устарели, носят узкоспециализированный отраслевой характер и не отвечают современным требованиям законодательства в области охраны труда. Новые правила, разработанные Минтрудом России, будут приведены в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и согласованы со сторонами социального партнерства.
Задача, которую предстоит решить профсоюзу в ближайшее время, в связи с реорганизацией ГУП ВО «Волгоградавтотранс» - создание Совета председателей ППО, который начнет переговоры с администрацией о заключении общего коллективного договора. Константин Ермощенко считает, что подобный коллегиальный орган необходим для более эффективного взаимодействия с администрацией и заключения колдоговора до начала приватизации предприятия.
Мнение профлидера поддержала и Елена Шарно, председатель первичной профсоюзной организации ГУП ВО «Волгоградавтотранс». Действие прежнего колдоговора закончилось в декабре 2012 года. Без коллективного договора ситуация с премированием водителей и кондукторов, оплатой и охраной труда, отпускными днями и социальными выплатами, становится сложной. Но с другой стороны, трудности заставили мобилизоваться большинство коллектива, который осознал значимость колдоговора и роль профкома в защите социальных и трудовых прав работников. Теперь члены трудового коллектива сами инициируют его подписание, а из первичной профсоюзной организации в последние полгода не вышел ни один работник - с профсоюзом надежнее.
Дорогу – молодым!
Как отметил в своем выступлении Константин Ермощенко, председатель областной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, общее количество членов профсоюза по состоянию на 1 января 2014 года составило 4020 человек. Профсоюзу в течение года пришлось столкнуться с различными проблемами, оказавшими влияние на его численность и отток квалифицированных кадров из отрасли. На этом неблагоприятном фоне необходимо усилить профсоюзную работу в первичных организациях, применяя различные методы работы. В этой связи, подчеркнул профлидер, следует уделять внимание развитию молодежной политики на предприятиях и в профкомах.
Одно из наиболее значимых мероприятий, в организации которого принял активное участие профсоюз на региональном уровне – проведение областного конкурса «Лучший по профессии». Соревнование привлекло наиболее высококвалифицированных специалистов автотранспортных предприятий всей области. Они смогли не только собрать на конкурс лучших водителей области, повысить престиж профессии, но и продемонстрировали роль профсоюза в популяризации востребованных на рынке труда специальностей. Работа, начатая совместно с облсовпрофом, региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства, будет продолжена в будущем году.
Организованные перевозчики
О роли и значении отрасли для экономики региона говорил на пленуме Николай Дорощенко, исполнительный директор Автотранспортного союза Волгоградской области.
- Качество автомобильных перевозок зависит от того, насколько грамотно решаются проблемы автотранспортных предприятий, - отметил он. – Перед отраслью, в соответствии с президентской программой, стоят серьезные задачи по созданию организованных перевозчиков, которые будут исправно платить налоги в бюджет. Эту проблему необходимо решить уже к 2020 году.
Положительным опытом работы первичной профсоюзной организации поделился Александр Матвиенко, руководитель профкома ОГУП «Волгоградавтодор». Всего, на предприятии, по его словам, трудится около двух тысяч человек. Около 850 из них – члены профсоюза. Предприятие по праву может называться градообразующим, поскольку осуществляет работы по строительству, ремонту и эксплуатации более 70% автодорог региона, имеет филиальную структуру по всей области.
- Основные направления работы профсоюзной организации – подготовка нового положения об оплате труда и коллективного договора, - рассказывает Александр Матвиенко. – Администрация предприятия с пониманием относится к нашей работе. Есть надежда, что в ближайшее время мы это положение утвердим, поскольку оно улучшает условия труда. Если удастся воплотить в жизнь то, что мы наметили, это во многом стабилизирует ситуацию на предприятии.
Работа на предприятии, по словам руководителя первички, ведется в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Члены трудового коллектива обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, получают надбавки за вредные и тяжелые условия труда, их рабочие места проходят аттестацию. Персонал предприятия проходит курсы повышения квалификации. Работает комитет по охране труда с уполномоченными во всех районных филиалах организации. В прошлом году, на предприятии, вдвое, по сравнению с предыдущим, снизился производственный травматизм.
На пленуме было принято постановление о необходимости активизировать профсоюзную работу в первичных организациях, намечен план мероприятий, направленных на усиление регионального профсоюза, включая подготовку к празднованию 95-летия общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.