Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » Общие обязанности работодателя в области охраны труда. Часть пятая.

Общие обязанности работодателя в области охраны труда. Часть пятая.

29 ноября 2023, Среда
19
0

Работодатель должен вести необходимую документацию, связанную с охраной труда. Это включает записи о проведенных оценках рисков, обучении сотрудников, медицинских осмотрах, причинах несчастных случаев на производстве и принятых мерах для их предотвращения.
Работодатель обязан обеспечить в связи с соблюдением гарантий безопасных условий и охраны труда, в том числе:
21) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правовой режим данного вида страхования регламентирован ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
22) информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. По материалам Письма Минтруда от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 «О новых правилах по охране труда», в соответствии с абз. 7, 21 - 23 ст. 214 ТК и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (Приказ Минтруда от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»);
23) разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов;
24) ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов (см. подробнее Приказ Минтруда от 17.12.2021 N 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»);
25) соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (Приказ Минтруда от 18.07.2019 N 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин»);
26) приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы (Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.04.2017 N 610р «Об утверждении регламента действий работников ОАО «РЖД» при возникновении мотивированных угроз их жизни и здоровью при выполнении работ на железнодорожных путях необщего пользования»);
27) при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда (ст. 11 «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида» ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Закон также предписывает работодателю, осуществляющему производство работ (оказание услуг), при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем иного работодателя (другого лица), перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. При этом в судебной практике учитывается обязательное соблюдение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2021 N 56-АД21-9-К9; Постановление Верховного Суда РФ от 16.06.2021 N 64-АД21-3-К9; Постановление Верховного Суда РФ от 21.11.2019 N 11-АД19-32).
Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данный вопрос регламентирован Приказом Минтруда от 22.09.2021 N 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)». Указанным Приказом предусмотрены технические мероприятия (п. п. 14 - 23), мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты (п. п. 24 - 25), лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия (п. п. 26 - 32).


Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)