Вопросы функционирования органов службы занятости
Одним из основных субъектов на рынке труда являются органы службы занятости. Их правовой статус как участников отношений по обеспечению занятости определяется как нормами Закона «О занятости населения в РФ», так и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
Служба занятости — это государственное учреждение, которое занимается регулированием рынка труда, помощью гражданам в поиске работы, обеспечением безработных различными социальными услугами и программами.
Служба занятости является посредником между работодателями и соискателями, предлагая информацию о вакансиях, помогая с подбором персонала и оказывая консультационную поддержку.
Служба занятости предоставляет услуги по профориентации, помогая гражданам определить свои профессиональные навыки и цели, а также предлагают обучающие программы для повышения квалификации или переквалификации.
Органы службы занятости разрабатывает и осуществляет программы и проекты по поддержке занятости, стимулированию создания новых рабочих мест и развитию предпринимательства.
Служба занятости оказывает различные виды социальной поддержки безработным, такие как пособия по безработице, профессиональная реабилитация, трудоустройство лиц с ограниченными возможностями и др.
Органы службы занятости собирают и анализируют информацию о состоянии рынка труда, прогнозируют его развитие, выявляют тенденции и проблемы трудоустройства, что помогает принимать эффективные меры по его регулированию.
Органы службы занятости играют важную роль в обеспечении социальной стабильности и экономического развития, способствуя сбалансированному функционированию рынка труда и содействуя решению задач занятости населения.
В России в систему Государственной службы занятости населения входят:
1) орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
В правовой статус государственной службы занятости населения включаются следующие права: оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организация мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» указывается, что Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук