Содержание целей и задач государственной политики занятости
Государственная политика занятости направлена на создание условий для эффективного функционирования рынка труда, преодоление безработицы, содействие созданию новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения и обеспечение сбалансированного развития экономики.
Основные цели и задачи государственной политики занятости включают:
1. Снижение уровня безработицы и обеспечение доступа к работе для всех желающих работать.
2. Повышение производительности труда и качества рабочих мест.
3. Содействие повышению уровня квалификации и образования населения для улучшения адаптивности к рыночным изменениям.
4. Содействие созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства.
5. Создание условий для равного доступа к труду независимо от социального статуса, пола, возраста и других характеристик.
6. Регулирование рынка труда с целью снижения дискриминации, несправедливых условий труда и недекларированной занятости.
7. Поддержание стабильности занятости и защита прав работников.
Для достижения этих целей государство может применять различные инструменты, такие как разработка и реализация программ активного трудоустройства, обучения и переподготовки кадров, стимулирование предпринимательской активности, регулирование трудовых отношений и социальное обеспечение. Государственная политика занятости является важным инструментом социально-экономического развития и обеспечения стабильности на рынке труда. Важным элементом как с точки зрения международных трудовых стандартов, так и национального законодательства являются цели и задачи государственной политики в сфере занятости, так как государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Отметим, что цели и задачи государственной политики занятости населения в РФ сформулированы в ст. 5 Закона «О занятости населения в РФ».
К ним относятся: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и другие категории лиц, правовой статус которых закреплен в ст. 5 данного Закона о занятости населения Российской Федерации); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук