Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » Работодатель как субъект локального нормативного регулирования. Часть вторая

Работодатель как субъект локального нормативного регулирования. Часть вторая

22 апреля 2024, Понедельник
2
0

Практика применения трудового законодательства также говорит об отсутствии обязанности работодателя по принятию локальных нормативных актов. В частности, судебные органы, скорее, исходят из недопустимости вмешательства иных органов или лиц (в том числе и суда) в процесс принятия работодателем локального нормативного акта.
Судебные органы, рассматривая иски, в которых заявляются требования о принятии локальных нормативных актов или о включении в локальные нормативные акты определенных положений, указывают, что вопрос о принятии локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 декабря 2012 г. № 11-29540/12, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-2943, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 августа 2012 г. по делу № 33-9917/2013, Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 8 февраля 2012 г. по делу № 33-108, Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2011 г., Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 21 июня 2013 г. по делу № 33-2330/2013).
Требования к форме локального нормативного акта ТК РФ не установлены, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно.
В кадровой практике получили распространение такие локальные акты, как положения (например, положение об оплате труда, положение о структурном подразделении организации), правила и инструкции.
К числу локальных нормативных актов, как правило, принимаемых работодателем, относятся:
а) правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
б) документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ). Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, и об их правах и обязанностях в этой области. Кроме того, об издании локальных актов по вопросам обработки персональных данных говорится и в ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
в) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (в том случае, если они не урегулированы коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ));
г) локальные нормативные акты, устанавливающие правила применения в организации отдельных режимов рабочего времени (например, положение о ненормированном рабочем дне, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. ст. 57, 101 ТК РФ), локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
е) положение о порядке проведения аттестации в той части, в которой проведение аттестации не урегулировано законодательством (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Законодательством РФ обязательность прохождения аттестации установлена только в отношении отдельных категорий работников (например, авиационного персонала);
ж) документы по охране труда и пожарной безопасности:
- правила и инструкции по охране труда (п. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, если работодателем принято решение не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов;
- инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390).

Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)