История рассмотрения трудовых споров в России советского периода
29 августа 1928 г. были изданы «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов, утвержденные ЦИК и СНК СССР», которые были первым общесоюзным законодательным актом, регулировавшим весь комплекс вопросов, связанных с рассмотрением трудовых споров.
До 1928 г. все споры, в том числе и споры ответственных работников, рассматривались в обычном порядке: органами примирительно-третейского и судебного разбирательства. Однако Правилами о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых споров был узаконен административный порядок рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников (в порядке подчиненности). Правила 1928 года содержали лишь общие положения об организации и деятельности трудовых сессий народного суда. Детали этой организации должны были определяться законодательством союзных республик.
В октябре 1929 г. был утвержден Перечень категорий ответственных работников, чьи дела об увольнении и восстановлении в должности не подлежали рассмотрению в РКК и народных судах. Трудовые споры данных работников по вопросам увольнения, восстановления в должности, а также наложения дисциплинарных взысканий рассматривались вышестоящими в порядке подчиненности органами. Эти специальные перечни категорий работников оказались «долгожителями» и вплоть до конца 1990-х гг. сопровождали нормативные акты о порядке рассмотрения трудовых споров.
К концу 1930-х гг. в юридической литературе усиленно обсуждался вопрос о необходимости внести коррективы в систему рассмотрения трудовых споров, сложившуюся после ликвидации Наркомтруда. В обстановке начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны и непосредственной угрозы нападения Германии на Советский Союз вопрос о реформе законодательства, регулирующего порядок рассмотрения трудовых споров, потерял актуальность.
В послевоенные годы трудовые споры продолжали рассматриваться теми же органами и на тех же основах, которые действовали в СССР до начала Великой Отечественной войны.
26 июля 1946 г. ВЦСПС издал специальное постановление «О работе расценочно-конфликтных комиссий». Пересмотр действовавших нормативных актов о рассмотрении трудовых споров был ускорен решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.). Развитие общественно-политических процессов в эти годы носило неоднозначный, противоречивый характер, но все же общей тенденцией была либерализация социалистического строя, государственной и общественной системы, которая отчетливо проявилась в развитии трудового законодательства.
31 января 1957 г. Президиум Верховного Совета утвердил «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров», которое создало условия для разрешения споров непосредственно на предприятиях и в учреждениях, расширило права профсоюзов в деле борьбы за соблюдение трудового законодательства. Вместе с тем Положение обеспечило и дальнейшее усиление судебной защиты трудовых прав рабочих и служащих.
В соответствии с «Положением о порядке рассмотрения трудовых споров», вместо примирительных камер, РКК и третейских судов вводились комиссии по трудовым спорам (КТС). Последние являлись обязательными первичными органами по рассмотрению всех трудовых споров, за исключением споров об увольнении и восстановлении в должности, наложения дисциплинарных взысканий, установления должностных окладов, тарифных ставок, изменения штатов, исчисления трудового стажа и формировались из равного числа представителей профсоюза и администрации той или иной организации. Данные виды споров рассматривались в административном порядке — руководителями вышестоящих органов. В случае если КТС не выносила какого-либо решения или работник не был согласен с решением КТС, существовала возможность обжалования такого решения в комитеты профсоюзов, которые также являлись органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Если постановление, вынесенное комитетом профсоюзов, не удовлетворяло работника или администрацию, то каждый из них мог обратиться с исковым заявлением в народный суд. КЗоТ РСФСР 1971 г. закрепил введенный в 1957 г. порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
С распадом СССР в декабре 1991 г. начинается современный этап в правовом регулировании трудовых споров. Он характеризуется ослаблением роли профсоюзных организаций и отменой обязательности досудебных стадий рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 25 сентября 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым были внесены существенные изменения в главу XIV КЗоТ, регламентирующую порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Данный закон исключал профсоюзные комитеты из числа юрисдикционных органов, уполномоченных рассматривать индивидуальные трудовые споры. Это объяснялось тем обстоятельством, что профсоюзы не могут выступать объективным арбитром, т. к. они призваны защищать интересы работников — членов профсоюза. Наконец, Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., предоставил работнику право на обращение в суд, минуя КТС. Наконец, с 2011 г. в России появилась альтернативная и осуществляемая в добровольном порядке процедура разрешения индивидуальных трудовых споров при участии посредника — процедура медиации.
Таким образом, можно констатировать, что правовое регулирование индивидуальных трудовых споров в России имеет свою длительную и сложную историю, которая может быть условно разделена на три крупных этапа: дореволюционный, советский и современный (постсоветский). Критерием такого деления выступают создаваемые законодателем органы и процедуры, с помощью которых в конкретный временной отрезок разрешались конфликты в сфере трудовых отношений.
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
старший преподаватель кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Юлия Каюшникова