Контакты для связи:
(8442) 38-36-51
(8442) 38-36-30
  • Меню
Волгоградские профсоюзы » Волгоградский институт профсоюзного движения » Правовой навигатор » Вправе ли профсоюз вести мониторинг принятия локальных актов работодателя

Вправе ли профсоюз вести мониторинг принятия локальных актов работодателя

11 ноября 2025, Вторник
0
0

В российской правовой системе право профсоюзной организации на мониторинг принятия работодателем локальных нормативных актов представляет собой важный элемент механизма социального партнерства и защиты коллективных прав работников. Теоретической основой данного права является функция профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, закрепленная в статье 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно сложившейся правоприменительной практике, под мониторингом понимается не пассивное наблюдение, а активная деятельность, включающая направление работодателю запросов с требованием предоставить проекты локальных актов и мотивированное мнение по ним. В тех случаях, когда Трудовой кодекс Российской Федерации прямо требует учета мнения представительного органа работников, работодатель обязан направить профсоюзу проект локального нормативного акта и его обоснование, как это предусмотрено статьей 372 ТК РФ. Локальные акты, принятые без соблюдения установленной процедуры учета мнения профсоюза, не имеют юридической силы и не подлежат применению, что следует из положений статьи 8 ТК РФ.

Правомерность требований профсоюза в процессе мониторинга обусловлена его правом на осуществление контроля по широкому кругу социально-трудовых вопросов, включая условия трудового договора, рабочее время и время отдыха, оплату труда, гарантии и компенсации. В случае выявления нарушений профсоюз вправе требовать их устранения, а работодатель обязан в недельный срок с момента получения соответствующего требования сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Перечень локальных актов, при принятии которых необходимо учитывать мнение профсоюза, является достаточно обширным и включает правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, график отпусков, график сменности, локальные акты по охране труда, положение о вахтовом методе, положение об обучении работников, приказ об утверждении формы расчетного листка, приказ об утверждении перечня должностей с ненормированным рабочим днем и другие.

С практической точки зрения, для эффективной реализации права на мониторинг профсоюзным организациям рекомендуется наладить системное взаимодействие с работодателем, своевременно направляя запросы на предоставление проектов локальных актов и мотивированного мнения. В случае несогласия с проектом акта профсоюз в течение пяти рабочих дней с момента его получения направляет работодателю письменное мотивированное мнение, содержащее конкретные замечания и предложения. Если согласие не достигнуто в ходе дополнительных консультаций, профсоюз вправе обжаловать принятый работодателем локальный акт в Государственной инспекции труда или в суде, либо инициировать процедуру коллективного трудового спора. Для работодателей, в свою очередь, актуальной рекомендацией является соблюдение установленной процедуры и своевременное реагирование на обращения профсоюза, поскольку игнорирование требований профсоюзного контроля создает существенные правовые риски, связанные с признанием принятых локальных актов недействительными. Таким образом, мониторинг принятия локальных нормативных актов является не только правом, но и важной функцией профсоюзов, направленной на обеспечение законности в регулировании трудовых отношений и защиту интересов работников.

Эксперты Роструда разъяснили, вправе ли профсоюзная организация вести мониторинг принятия локальных нормативных актов работодателя, то есть направлять запросы с требованием получать мотивированное мнение.

Ведомство отмечает, что работодатель в установленных законодательством случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

При этом профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Таким образом, по мнению Роструда, профсоюзная организация вправе вести мониторинг принятия локальных нормативных актов работодателя.

Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Права и обязанности: общий взгляд»

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)