Разъяснения ВС РФ о порядке уплаты и подтверждения государственной пошлины в судопроизводстве
Верховный Суд Российской Федерации в проекте нового постановления Пленума дал системные разъяснения, касающиеся ключевых процедурных вопросов, связанных с государственной пошлиной при обращении в суды. Данные разъяснения носят принципиальный характер, адаптируя судебную практику к современным цифровым реалиям и устраняя существующие неоднозначности в применении норм процессуального законодательства.
ВС РФ однозначно подтверждает, что законодательство не ограничивает стороны в выборе способа документального подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Перечень допустимых платежных документов является открытым и включает как традиционные бумажные носители, так и современные цифровые форматы.
Критически важным уточнением является юридическое приравнивание электронных форм к классическим. Доказательством может служить:
· Платежный документ в электронном виде (электронный образ, заверенный простой или усиленной квалифицированной электронной подписью).
· Электронный документ, сформированный через онлайн-сервисы: платежные системы, банкоматы, мобильные приложения банков и иные платежные устройства.
Ключевое условие для любого документа (бумажного или электронного) — наличие отметки об исполнении (проведении) платежа. В проекте приведен исчерпывающий ориентировочный перечень, включающий квитанции, платежные поручения с отметкой банка, чек-ордеры, справки кредитной организации, а также информацию из ГИС ГМП (Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах).
Данная позиция ВС легализует и стандартизирует уже сложившуюся практику, минимизируя риски возврата исковых заявлений по формальным основаниям. Это значительный шаг в сторону цифровизации правосудия, повышающий удобство для граждан и юристов.
ВС РФ детализирует подход к расчету пошлины при заявлении в одном иске нескольких требований. Закрепляется строгий принцип: государственная пошлина должна уплачиваться отдельно по каждому заявленному требованию, даже если они взаимосвязаны.
На практике это означает следующее:
Требования разной природы (имущественное + неимущественное): Пошлина уплачивается дважды: в фиксированном размере за неимущественное требование (например, признание сделки недействительной) и в расчетном размере, зависящем от цены иска, — за имущественное требование (например, возврат имущества по последствиям недействительности сделки).
Требования одной природы (несколько неимущественных или несколько неоцениваемых имущественных): Пошлина также рассчитывается и уплачивается за каждое требование в отдельности. В качестве примеров ВС приводит иски о признании недействительными как электронного аукциона, так и заключенного по его итогам контракта, или требования о расторжении договора аренды и выселении.
Данное разъяснение направлено на унификацию подхода судов и предотвращение недобросовестных попыток сэкономить на пошлине, объединяя в одном иске несколько требований. Оно обязывает истцов и их представителей к более тщательному структурированию исковых заявлений и предварительному расчету финансовых издержек.
Проект документа четко регламентирует возможность повторного использования (зачета) суммы пошлины, ранее уплаченной в бюджет, при последующем обращении в суд. Для этого должны быть соблюдены два обязательных условия:
Пошлина должна быть уплачена в тот же бюджет (федеральный, субъекта РФ, муниципальный), в который подлежит уплате пошлина при новом обращении.
В платежном документе должны быть указаны те же реквизиты, что и при первоначальной оплате.
Срок для такого зачета ограничен тремя годами. Течение срока начинается либо с дня вынесения судебного решения о возврате пошлины из бюджета, либо непосредственно с дня ее первоначальной уплаты в бюджет.
Эта норма защищает финансовые интересы заявителей, особенно в ситуациях, когда иск был возвращен или оставлен без движения, а затем предъявлен повторно с соблюдением всех требований. Установление четких критериев (бюджет и реквизиты) минимизирует споры и бюрократические проволочки при осуществлении зачета.
Проект постановления Пленума ВС РФ представляет собой своевременную и системную работу по упорядочиванию процессуальной практики. Он решает две основные задачи: а) гармонизирует процедуры с уровнем развития финансовых технологий, и б) устанавливает единообразные, предсказуемые правила исчисления и подтверждения оплаты судебных издержек. После принятия данный документ станет обязательным руководством для всех судов общей юрисдикции, что существенно повысит определенность и прозрачность досудебной подготовки для всех участников процесса..
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук
