Общие обязанности работодателя в области охраны труда. Часть четвёртая.
Работодатель должен предоставлять обучение и инструктаж своим сотрудникам по вопросам охраны труда. Это включает обучение по правилам безопасности, использованию средств защиты, экстренной эвакуации и другим важным темам, связанным с безопасностью на рабочем месте.
Работодатель обязан обеспечить в связи с соблюдением гарантий безопасных условий и охраны труда, в том числе:
15) предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне;
16) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций предусмотрены локальными актами организации. Аварийные ситуации могут быть вызваны пожарами, стихийными бедствиями, прекращением водо- и электроснабжения и т.д.;
17) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В судебном порядке рассматриваются споры о страховых выплатах в случае причинения работникам травм несчастными случаями на производстве (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2020 N 33-3188/2020; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.02.2020 N 33-2863/2020 по делу N 2-2132/2019; Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.09.2019 по делу N 33-1156/2019; Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2020 N 33-3188/2020);
18) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
19) беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов ФСС, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда (Постановление Правительства от 21.07.2021 N 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»; Приказ Минздравсоцразвития от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»);
20) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения (см. подробнее Постановление Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 04.10.2016 N 5-3 «Об утверждении Рекомендаций по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений»).
Экспертное мнение подготовила ведущая рубрики «Правовой навигатор»кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Эйда Голоманчук